Во второй половине XX века резко активизировалось противопоставление мышления как системы, адекватного для работы со сложными системными объектами, редуцированным формам мышления.
Во многих практиках – менеджмент, бизнес-консалтинг, психотерапия – в последние десятилетия появилось понимание, что без системного мышления не могут быть достигнуты эффективные результаты. Столкновение с последствиями отсутствия системного мышления в сфере экологии давно показало необходимость умения эффективного управления системами.
Необходимость в системном мышлении становится актуальной даже для «обыденной жизни», поскольку окружение современного человека интенсивно усложняется, тем более оно востребовано в практиках управления и проектирования. Спектр использования системного мышления широк: от избежания экологических и социальных катастроф до достижения экономической успешности в современном мире.
Системное видение востребовано даже на уровне межличностных отношений; это можно наблюдать по резко возрастающей популярности краткосрочной, стратегической и системной семейной терапии, представители которых добиваются значительных результатов, работая с семьёй как системой.
В сферах, где системное мышление остро востребовано - в бизнесе, менеджменте и маркетинге в последние годы на рынке образовательных услуг для организаций в бизнесе начали появляться тренинги «Системное мышление в бизнесе», «Системное маркетинговое мышление» и другие, представляющие организацию как систему.
Вместе с тем образование (даже в практиках, претендующих на современность) не готово выращивать системное мышление и, как правило, ориентировано на предметные формы мышления, представляя мир в отдельных фрагментах: каждому предмету – своя наука.
Отдельные прецеденты образовательных практик, претендующие на возможность трансляции системного мышления, появляются в сфере дополнительного образования, но они в основном не описаны.
Проблема усугубляется тем, что практики, развивающие системность должны быть описаны системно, а в педагогике не существует развитого теоретического аппарата для такого описания.
Проблема состоит в появлении системы анализа практик, претендующих на развитие системного мышления, что позволит ответить на вопросы, действительно ли в этих практиках формируется мышление, и создать возможность трансляции этих практик.
Цель: построить системную модель конкретной образовательной практики и описать порождаемые ей эффекты системного мышления.
Задачи:
Определить, какая из моделей системного анализа работает в описании образовательных практик;
Построить описание конкретной образовательной практики как органической системы;
Выделить и описать эффекты системного мышления;
Выявить и описать стратегии и конкретные педагогические действия, обеспечивающие удержание целостных форм мышления.
Объект: действительность развивающейся образовательной практики.
Предмет: системное описание образовательной практики и её эффектов.
Методологическая база: системо-мыследеятельностный (СМД) подход и методология анализа органических систем (эпистемология) разработанная Грегори Бейтсоном.
Методы работы:
Сравнительный анализ различных системных методологий;
Включённое наблюдение деятельности преподавателей и старшеклассников в интенсивных школах;
Глубинное интервью с педагогическим составом интенсивных школ, в частности с координаторами учебных групп;
Системное моделирование образовательных практик.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
Первая глава – теоретическая часть работы: проблематика, описание представлений о мышлении, культурных форм системного мышления.
Вторая глава - описание феноменов системного мышления в образовательной действительности Интенсивной Школы Развития и соотнесение образовательной действительности Школы с критериями системного мышления.
Третья глава - описание стратегий и конкретных педагогических действий обеспечивающих удержание целостных форм мышления.
В заключении описаны основные результаты и намечены дальнейшие направления работы.
Основные результаты работы:
Показаны границы СМД методологии в описании органических систем;
Найдены методологические схемы, позволяющие моделировать образовательную практику как органическую систему;
Построена модель конкретной образовательной практики Интенсивной Школы Развития;
Описан ряд стратегий педагогов Интенсивной Школы Развития.
Новизна: до сих пор в разработке и описании образовательных практик для старшеклассников не использовался данный подход. С другой стороны идеи Бейтсона пока имели продолжение только в психотерапевтических подходах, но ещё не были использованы в педагогике.
Теоретическое значение работы: углубление теоретических оснований данного образовательного проекта, обоснование использования понятия системного мышления в педагогической практике и эффективности эпистемологического подхода в разработке форм дополнительного образования.
Практическое значение работы: работа может быть полезна разработчикам образовательных модулей, претендующих на работу с мышлением, а так же для подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, прежде всего - педагогов интенсивных школ.
Экспериментальной площадкой являлась Интенсивная Школа Развития в апреле 2003 года в Кемеровской области. Ученики набирались из общеобразовательных школ г. Мыски и г. Междуреченска, 8–10 классы.
мышление системный стратегия образовательный
Тонкости педагогики:
Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере
образования
Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: «внутренние», российские нормативные правовые акты, и «внешние», международно-правовые акты. В свою очередь, система «внутренних» ...
Сущность здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания
Физическое развитие школьников включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. Наряду с осуществлением физического развития о ...
Социально-личностные компетенции как результат современного образования
Главным для современного высшего образования является акцент на формирование социально активной и профессионально востребованной личности. Одним из основных понятий в современном образовании стало понятие компетенции как характеристики качеств выпускников вуза. Существует несколько трактовок термин ...