Во второй половине XX века резко активизировалось противопоставление мышления как системы, адекватного для работы со сложными системными объектами, редуцированным формам мышления.
Во многих практиках – менеджмент, бизнес-консалтинг, психотерапия – в последние десятилетия появилось понимание, что без системного мышления не могут быть достигнуты эффективные результаты. Столкновение с последствиями отсутствия системного мышления в сфере экологии давно показало необходимость умения эффективного управления системами.
Необходимость в системном мышлении становится актуальной даже для «обыденной жизни», поскольку окружение современного человека интенсивно усложняется, тем более оно востребовано в практиках управления и проектирования. Спектр использования системного мышления широк: от избежания экологических и социальных катастроф до достижения экономической успешности в современном мире.
Системное видение востребовано даже на уровне межличностных отношений; это можно наблюдать по резко возрастающей популярности краткосрочной, стратегической и системной семейной терапии, представители которых добиваются значительных результатов, работая с семьёй как системой.
В сферах, где системное мышление остро востребовано - в бизнесе, менеджменте и маркетинге в последние годы на рынке образовательных услуг для организаций в бизнесе начали появляться тренинги «Системное мышление в бизнесе», «Системное маркетинговое мышление» и другие, представляющие организацию как систему.
Вместе с тем образование (даже в практиках, претендующих на современность) не готово выращивать системное мышление и, как правило, ориентировано на предметные формы мышления, представляя мир в отдельных фрагментах: каждому предмету – своя наука.
Отдельные прецеденты образовательных практик, претендующие на возможность трансляции системного мышления, появляются в сфере дополнительного образования, но они в основном не описаны.
Проблема усугубляется тем, что практики, развивающие системность должны быть описаны системно, а в педагогике не существует развитого теоретического аппарата для такого описания.
Проблема состоит в появлении системы анализа практик, претендующих на развитие системного мышления, что позволит ответить на вопросы, действительно ли в этих практиках формируется мышление, и создать возможность трансляции этих практик.
Цель: построить системную модель конкретной образовательной практики и описать порождаемые ей эффекты системного мышления.
Задачи:
Определить, какая из моделей системного анализа работает в описании образовательных практик;
Построить описание конкретной образовательной практики как органической системы;
Выделить и описать эффекты системного мышления;
Выявить и описать стратегии и конкретные педагогические действия, обеспечивающие удержание целостных форм мышления.
Объект: действительность развивающейся образовательной практики.
Предмет: системное описание образовательной практики и её эффектов.
Методологическая база: системо-мыследеятельностный (СМД) подход и методология анализа органических систем (эпистемология) разработанная Грегори Бейтсоном.
Методы работы:
Сравнительный анализ различных системных методологий;
Включённое наблюдение деятельности преподавателей и старшеклассников в интенсивных школах;
Глубинное интервью с педагогическим составом интенсивных школ, в частности с координаторами учебных групп;
Системное моделирование образовательных практик.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
Первая глава – теоретическая часть работы: проблематика, описание представлений о мышлении, культурных форм системного мышления.
Вторая глава - описание феноменов системного мышления в образовательной действительности Интенсивной Школы Развития и соотнесение образовательной действительности Школы с критериями системного мышления.
Третья глава - описание стратегий и конкретных педагогических действий обеспечивающих удержание целостных форм мышления.
В заключении описаны основные результаты и намечены дальнейшие направления работы.
Основные результаты работы:
Показаны границы СМД методологии в описании органических систем;
Найдены методологические схемы, позволяющие моделировать образовательную практику как органическую систему;
Построена модель конкретной образовательной практики Интенсивной Школы Развития;
Описан ряд стратегий педагогов Интенсивной Школы Развития.
Новизна: до сих пор в разработке и описании образовательных практик для старшеклассников не использовался данный подход. С другой стороны идеи Бейтсона пока имели продолжение только в психотерапевтических подходах, но ещё не были использованы в педагогике.
Теоретическое значение работы: углубление теоретических оснований данного образовательного проекта, обоснование использования понятия системного мышления в педагогической практике и эффективности эпистемологического подхода в разработке форм дополнительного образования.
Практическое значение работы: работа может быть полезна разработчикам образовательных модулей, претендующих на работу с мышлением, а так же для подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, прежде всего - педагогов интенсивных школ.
Экспериментальной площадкой являлась Интенсивная Школа Развития в апреле 2003 года в Кемеровской области. Ученики набирались из общеобразовательных школ г. Мыски и г. Междуреченска, 8–10 классы.
мышление системный стратегия образовательный
Тонкости педагогики:
Формирование коммуникативных качеств личности
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгл ...
Развитие и укрепление учебно-материальной базы школ: успехи и просчеты
Проблема укрепления учебно-материальной базы школ приобрела в 60–70-х гг., в условиях осуществления всеобщего среднего образования, большую актуальность, так как без ее успешного решения невозможно было далее расширять масштабы и повышать качество обучения и воспитания учащихся, совершенствовать пе ...
Составление проблемы ценностного отношения к природе у дошкольников и ее
анализ в практике работы дошкольных учреждений
На основе проведенного теоретического исследования и согласно задачам курсовой работы был разработан педагогический эксперимент. Цель эксперимента - практически выявить роль труда в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе ГУО ясли-сада №3 г. Житк ...