На наш взгляд, обозначенная проблема моделирования органических целостностей, то есть действительно системного мышления, решается в эпистемологическом подходе философа и антрополога Грегори Бейтсона, основанного им на идеях кибернетики Норберта Винера.
Этот подход, так же как СМД-подход, представляет любую систему как мыслящую; с его точки зрения модель системы должна воспроизводить формы мышления, присущие самой системе. Приведём перечень характеристик, существенных для такой системы [2]:
система должна оперировать с различиями и на основании различий;
система должна состоять из замкнутых петель, или сетей, вдоль которых передаётся информация – в виде различий, представленных «в теле» системы;
многие события в системе должны энергитизироваться скорее получателем, чем «запускателем» воздействия;
система должна выказывать свойство самокоррекции – или для поддержания динамического равновесия, или для того, чтобы удерживать определённое направление изменений. Самокоррекция, имея в своей основе процесс «проб и ошибок», в результате приводит к накоплению желаемого результата.
Совокупность этих четырёх условий достаточна для появления мышления (достаточна для того, чтобы мы могли говорить о том, что мышление имеет место) [1], [3].
Тонкости педагогики:
Разработка учебно-технической
документации
Назначение учебно-технической документации Учебно-техническая документация играет большую роль в производственном обучении. Необходимо, чтобы учащиеся с первых дней работы в мастерской приучились выполнять производственные задания по учебно-технической документации. Для этого необходимо заблаговрем ...
Работа с книгой на уроках биологии
иллюстрационный материал биология урок Решению задач реформы школы — повышению качества знаний и умении учащихся, их воспитанию способствует обучение учебным умениям и прежде всего умениям самостоятельно использовать различные источники знаний и оформлять результаты работы с ними. Более эффективной ...
Анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников
В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможнос ...