Модели органических целостностей

На наш взгляд, обозначенная проблема моделирования органических целостностей, то есть действительно системного мышления, решается в эпистемологическом подходе философа и антрополога Грегори Бейтсона, основанного им на идеях кибернетики Норберта Винера.

Этот подход, так же как СМД-подход, представляет любую систему как мыслящую; с его точки зрения модель системы должна воспроизводить формы мышления, присущие самой системе. Приведём перечень характеристик, существенных для такой системы [2]:

система должна оперировать с различиями и на основании различий;

система должна состоять из замкнутых петель, или сетей, вдоль которых передаётся информация – в виде различий, представленных «в теле» системы;

многие события в системе должны энергитизироваться скорее получателем, чем «запускателем» воздействия;

система должна выказывать свойство самокоррекции – или для поддержания динамического равновесия, или для того, чтобы удерживать определённое направление изменений. Самокоррекция, имея в своей основе процесс «проб и ошибок», в результате приводит к накоплению желаемого результата.

Совокупность этих четырёх условий достаточна для появления мышления (достаточна для того, чтобы мы могли говорить о том, что мышление имеет место) [1], [3].


Тонкости педагогики:

Кризис современного школьного образования
В настоящее время кризисное состояние образования стало особенно заметным на фоне социально-экономических и политических перемен, происходящих в России. В общественном сознании созрело понимание того, что образование может и должно сыграть ключевую роль в решении перспективного развития личности, с ...

Рекомендации по совершенствование методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы
В соответствии с целью и задачами методической работы в дошкольном учреждении, выделены основные критерии её эффективности. Мониторинг состояния методической работы в МДОУ осуществляется по следующим критериям: -обеспечение профессионального непрерывного развития педагогов, повышение их творческого ...

Развитие навыков трудолюбия у младших школьников
Трудовое воспитание - это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным вне ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru