Модели мышления как системы

Появление темы формирования мышления как образовательного результата связано с известным тезисом Э.В. Ильенкова: «школа должна учить мыслить» [10].

Но перевод этого философского тезиса в практический план требует «положить» в качестве исходной какую-либо модель мышления: одних общефилософских рассуждений о мышлении недостаточно. Исторически сложилось, что в основу осуществления этого тезиса в отечественной образовательной практике была положена психологическая модель мышления.

По мнению психологов, несмотря на то, что психология и педагогика как науки организационно оформились и существуют раздельно, практически любой из вопросов обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов [14]. Основной особенностью психологических моделей мышления является утверждение, что мышление «находится в голове»; психологи понимают мышление как индивидуальную способность, как психическую функцию. Так, например, В.В. Давыдов пишет: «мышлением принято называть субъективную деятельность человека, которая направлена на изменение проекта вещи, опирающиеся на опыт ее практических преобразований. Мыслить – значит изобретать, конструировать «в уме» идеализированный проект того реального предмета, который должен являться результатом трудового процесса» [8].

Но такое представление не позволяет иметь дело с мышлением как культурным феноменом; не позволяет описывать и проектировать формы коллективного мышления, понимать связь мышления и коммуникации.

Обратимся поэтому к представлению о мышлении как коллективной (и даже безличной) деятельности, выстроенному в философско-эпситемологической традиции.


Тонкости педагогики:

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в дальнейшем? С одной стороны, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления реб ...

Школа как пример образовательного учреждения
Примером образовательного учреждения возьмем школу. Широкое и интенсивное развитие инновационных (новообразованных) процессов, наблюдаемое в отечественном образовании, реальные и практические изменения в деятельности школ естественным образом сопровождаются и обеспечиваются существенными изменениям ...

Использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков
Роль социально - культурной деятельности как способ реализаций творческих возможностей детей и подростков разнообразна. Назначение социально-культурной деятельности в самом широком смысле, в том, что она выполняет прогрессивную функцию всестороннего развития личности, прививает навыки и умения, нак ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru