Модели мышления как системы

Появление темы формирования мышления как образовательного результата связано с известным тезисом Э.В. Ильенкова: «школа должна учить мыслить» [10].

Но перевод этого философского тезиса в практический план требует «положить» в качестве исходной какую-либо модель мышления: одних общефилософских рассуждений о мышлении недостаточно. Исторически сложилось, что в основу осуществления этого тезиса в отечественной образовательной практике была положена психологическая модель мышления.

По мнению психологов, несмотря на то, что психология и педагогика как науки организационно оформились и существуют раздельно, практически любой из вопросов обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов [14]. Основной особенностью психологических моделей мышления является утверждение, что мышление «находится в голове»; психологи понимают мышление как индивидуальную способность, как психическую функцию. Так, например, В.В. Давыдов пишет: «мышлением принято называть субъективную деятельность человека, которая направлена на изменение проекта вещи, опирающиеся на опыт ее практических преобразований. Мыслить – значит изобретать, конструировать «в уме» идеализированный проект того реального предмета, который должен являться результатом трудового процесса» [8].

Но такое представление не позволяет иметь дело с мышлением как культурным феноменом; не позволяет описывать и проектировать формы коллективного мышления, понимать связь мышления и коммуникации.

Обратимся поэтому к представлению о мышлении как коллективной (и даже безличной) деятельности, выстроенному в философско-эпситемологической традиции.


Тонкости педагогики:

Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера
Радикальные изменения, происхо­дящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, спо­собных принимать нестандартные ре­шения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развитых людей. Школа должна подготовить челове­ка думающего и мыслящего, кото­рый не только имеет знания, но ...

Определение и сущность воображения
Деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы сущес ...

Организация обучения детей с алалией
Коррекционную работу с алаликами надо начинать в дошкольном возрасте. Чем больше существует алалия, тем сильнее нарушено развитие ребёнка. Поэтому чем раньше начата работа, тем скорее удаётся обучить ребёнка речи. Объясняется это прежде всего тем, что чем моложе ребёнок, тем меньше замечает он свой ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru