Модели мышления как системы

Появление темы формирования мышления как образовательного результата связано с известным тезисом Э.В. Ильенкова: «школа должна учить мыслить» [10].

Но перевод этого философского тезиса в практический план требует «положить» в качестве исходной какую-либо модель мышления: одних общефилософских рассуждений о мышлении недостаточно. Исторически сложилось, что в основу осуществления этого тезиса в отечественной образовательной практике была положена психологическая модель мышления.

По мнению психологов, несмотря на то, что психология и педагогика как науки организационно оформились и существуют раздельно, практически любой из вопросов обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов [14]. Основной особенностью психологических моделей мышления является утверждение, что мышление «находится в голове»; психологи понимают мышление как индивидуальную способность, как психическую функцию. Так, например, В.В. Давыдов пишет: «мышлением принято называть субъективную деятельность человека, которая направлена на изменение проекта вещи, опирающиеся на опыт ее практических преобразований. Мыслить – значит изобретать, конструировать «в уме» идеализированный проект того реального предмета, который должен являться результатом трудового процесса» [8].

Но такое представление не позволяет иметь дело с мышлением как культурным феноменом; не позволяет описывать и проектировать формы коллективного мышления, понимать связь мышления и коммуникации.

Обратимся поэтому к представлению о мышлении как коллективной (и даже безличной) деятельности, выстроенному в философско-эпситемологической традиции.


Тонкости педагогики:

Задачи ознакомления детей с комнатными растениями
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями пр ...

Роль профессионализма и мастерства педагога в решении педагогических задач в процессе обучения изобразительному искусству
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождаю ...

Отбор учебного материала
Конспект темы: Адресациия в IP-сетях. В стеке TCP/IP используются три типа адресов: локальные (называемые также аппаратными или физическими), IP-адреса (называемые также сетевыми, логическими или протокольными) и символьные доменные имена. MAC-адрес состоит из двух частей – 24-разрядного уникальног ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru