Коррекционную работу с алаликами надо начинать в дошкольном возрасте. Чем больше существует алалия, тем сильнее нарушено развитие ребёнка. Поэтому чем раньше начата работа, тем скорее удаётся обучить ребёнка речи. Объясняется это прежде всего тем, что чем моложе ребёнок, тем меньше замечает он свой дефект. Кругозор маленького ребёнка уже, мысли его проще, речь, в которой он нуждается, элементарнее по строению и беднее по словарю. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Вообще, дошкольный возраст, является особенно благоприятным периодом для развития речи.
Сказанное относится не только к алаликам с нормальным развитием интеллекта, но и к тем случаям, когда алалия комбинируется с олигофренией или задержкой психического развития. Работа с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие, требует более длительных уроков. Отсутствие речи в подобных случаях отягчает интеллектуальный дефект.
Организация и методы работы с дошкольниками-алаликами различны. Так О.А. Хейкинен (cм [13]) проводит работу коллективно, небольшими группами, занимаясь с каждой группой приблизительно около часа ежедневно. Речевая работа проводится в форме различных методически подобранных игр и только для старших детей выделяется особое время для специальных логопедических занятий. Но, по мнению Н.Н. Трауготт (cм [13]), не говорящий ребёнок должен дольше находиться в коллективе, а работа по развитию речи может осуществляться в процессе обычных занятий для дошкольников. И только для старших детей и детей, страдающих тяжелыми формами алалии, организуются коллективные и индивидуальные логопедические занятия. Далее автор отмечает, что работа по развитию речи должна включать три основных раздела:
Развитие понимания речи.
Развитие самостоятельной речи.
Отработка элементов звучащей речи.
Н.Н. Трауготт так характеризует содержание каждого раздела:
"У моторного алалика отмечают хорошее состояние сенсорной речи. Но в его понимании обращённой речи всегда имеются незначительные дефекты сказываются в недостаточном богатом запасе слов, в неточном понимании оборотов речи, в неумении улавливать содержание сложных и трудных текстов".
Не говорящий ребенок не имеет возможности спросить о значении слов, уточнить его в процессе говорения. Дети-алалики не привыкли слушать, так как в семье с ними обычно мало разговаривают. Этим объясняется неумение понимать длинные тексты. Такие особенности в понимании речи детьми-алаликами следует учитывать в педагогическом процессе. Раздел по развитию самостоятельной речи является центральным звеном всей работы. Его задача в обогащении словаря, развития навыков связной речи и правильной в грамматическом отношении речи.
Раздел работы над элементами речи включает три вида работы:
Постановка дыхания, необходимая ввиду предрасположения алаликов к развитию заикания и ввиду того, что расстройство дыхательной функции затрудняет процесс воспитания речи.
Работа по постановке отсутствующих звуков и коррекции произношения.
Упражнения в подражании элементам речи, так как улучшение в подражании создает базу для улучшения речи.
Работа по развитию речи должна пронизывать весь педагогический процесс. В играх, в быту, на занятиях нужно пользоваться каждым благоприятным моментом для обогащения словаря ребенка и для стимуляции его речи.
Тонкости педагогики:
Работа с документами на уроках права
Использование документов в правовом образовании является одним из важнейших элементов методики. Поэтому представляется необходимым остановиться на некоторых новых подходах работы с документами. В целом работа с документами предполагает достижение таких целей, как: умение собирать и изучать материал ...
Требования к аудиотекстам для средней школы
аудирование текст школа обучение При определении трудностей текста учитывается способ передачи главной мысли - индуктивный или дедуктивный, форму предъявления - аудитивная, аудиовизуальная. Принимаются во внимание, кроме того, отнесенность текста к определенному стилю и жанру, сфера общения. С учет ...
Методические разработки уроков русского языка в 8 классе с использованием
компетентностного подхода
Урок №1. Класс: 8 «е» Тема: «Синтаксис! Это интересно!» Тип: обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»; Вид: урок-практикум; Цели: – повторить и обобщить изученное по теме «Второстепенные члены предложения»; – умение находить и определять второстепенные члены в предложении, задавать к ни ...