Организация обучения детей с алалией

Страница 2

Н.Н. Тграуготт отмечает, что первое, чему должен научить не говорящего ребенка педагог, это слушать и понимать рассказы и сказки, соответствующие его развитию и интересам. Дать ему самую элементарную бытовую речь, улучшить произношение имеющихся звуков и поставить недостающие.

Работа должна идти параллельно по всем трем разделам. Надо добиваться того, чтобы ребенок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания. Если эта цель будет достигнута, то большая вероятность того, что алалик начнет учиться речи не только у педагогов, но и у окружающих, как это делает нормальный ребенок.

Начиная работу с моторным алаликом, педагог должен выяснить, чем он интересуется, к чему, призван, чего боится. Необходимо понаблюдать, пытается ли ребенок говорить и при каких условиях, что тормозит и что стимулирует его "высказывания". Пытаясь разговаривать с ребенком надо расспрашивать его о близком и интересном. Вопросы ставить так, чтобы на них можно было ответить хотя бы отрицательным или положительным кивком. Нельзя обнаруживать того, что иногда трудно понять, что хочет сказать ребенок. Это может вызвать нежелание общаться с педагогом.

В начале работы педагог выясняет, имеются ли у ребенка дефекты в понимании, привык ли он слушать рассказывание и чтение, знакомят с окружающей обстановкой. Затем приступают к систематической работе по развитию речи.

На каждом этапе применяются различные приемы. Это может быть исполнение детьми детализированных поручений педагога ("покажи девочку, у которой развязался шарф", "покажи мальчика, идущего с ведром" и так далее), чтение и рассказывание сказок и рассказов, сопровождаемое зарисовками или соответствующими иллюстрациями. Такие приемы используются в работе над развитием понимания речи. Для стимуляции речевой деятельности и отработки элементов звучащей речи применяются игры, включающие отдельные слова и восклицания ("Лови", "дай", "Гуси-лебеди" и так далее). "Использование игр полезно потому, что этим достигается сочетание речи с приятной эмоцией. Речевой импульс рождается в игре наиболее естественным путем." (cм [13]).

Таким образом, алалия - один из наиболее сложных речевых дефектов.

Моторная алалия является результатом органического нарушения центрального характера в перенатальный, натальный или ранний постнатальный периоды. Синдром моторной алалии обусловлен комплексом различных факторов: степенью речевого недоразвития, характером и локализацией процесса, общим состоянием ребенка, его возрастом, типом высшей нервной деятельности, состоянием интеллекта, системой медико-педагогического воздействия. Во всех случаях имеются несформированность навыков общения, нарушение речевой и неречевой деятельности. Наиболее ярко алалия проявляется в дошкольном возрасте.

Экспрессивную алалию относят к группе языковых расстройств при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка - фонематические, грамматические и лексические операции в процессе порождения речи.

Механизм алалии изучен недостаточно. Наиболее аргументирована точка зрения о том, что расстройство функционирования языкового механизма связано с избирательной недостаточностью в овладении языком, как своеобразной знаковой системой.

Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Анализ УМК «New Millennium English – 11» с целью определения эффективности используемых аудиоматериалов
Традиционно учителя иностранного языка нашей страны обучают учащихся английскому языку, опираясь на какой-либо учебник. Существующие до 2000 года учебники были ориентированы больше на обучение грамматике, лексике и чтению, чем на обучение устной речи. В связи с этим становится вполне понятным интер ...

Состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ
С целью выяснения состояния исследуемой проблемы в практике ДОУ был проведен констатирующий эксперимент со старшими дошкольниками. В обследовании приняли участие 40 детей, которые были определены в экспериментальную и контрольную группы. Целью данного этапа было выявление уровня развития словаря, к ...

Исследование значения нравственного воспитания в работе с гиперактивными детьми
Для проведения исследования по данной теме предлагаются следующие методы: Теоретические методы: изучение научно-методической литературы по теме исследования; эмпирические методы – анкета; сравнение и обобщение. С целью практического обоснования вводов, полученных в ходе теоретического изучения проб ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru