Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова

Современная педагогика » Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения в развитии речи. Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

Такая форма речевой патологии в логопедии понимается как общее недоразвитие речи и имеет различный механизм. При общем недоразвитии речи искажается процесс речевого онтогенеза, причем структура дефекта неоднородна. Степени недоразвития речи бывают разные: от полного ее отсутствия до не резко выраженного недоразвития.

Симптомокомплекс языковых расстройств приводит ко вторичному недоразвитию интеллекта, нарушаются психические процессы. У таких детей недостаточны внимание, восприятие, память, нарушения эмоционально - волевой сферы, поведения. Дети упрямы, капризны, негавистичны. Отмечается склонность к слезам, двигательное беспокойство, повышенная синзетивность.

Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.

Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.

Логопедическую работу с данной категорией детей необходимо начинать в раннем возрасте. Для достижения положительных результатов педагог-логопед должен четко представлять на каком фоне возникает недоразвитие речи, какое влияние на темп речевого развития оказывают сопутствующие неврологические нарушения, генетические предпосылки, особенности психологической деятельности ребенка, то есть знать структуру дефекта, а также методы и приемы коррекционной работы.

К сожалению, одно из наиболее сложных речевых нарушений - алалия не является достаточно изученным.

Наиболее дискуссионным является вопрос о механизмах алалии. Проблема несформированности слоговой структуры слова, которая является характерным признаком моторной алалии, недостаточно описана, а методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. Это и определило актуальность проведенной экспериментальной работы и её практическую значимость.

Объект исследования - процесс формирования слоговой структуры слова.

Предмет исследования - особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика.

Гипотеза. Рассматривая механизм речевых нарушений при моторной алалии, мы предположили, что нарушение слоговой структуры слова у ребенка-алалика имеет качественное отличие от подобных нарушений у детей с задержкой речевого развития и нуждается в своевременной и целенаправленной коррекции. В условиях специального коррекционного обучения будет наблюдаться различная динамика формирования слоговой структуры.

Целями исследования являются:

1. Изучить структуру дефекта при моторной алалии и психолого-педагогические особенности ребенка, страдающего алалией.

2. Изучить систему коррекционного воздействия при моторной алалии.

3. Изучить особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика.

4. Апробировать различные методы и приемы, используемые на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова.

Исходя из вышеизложенного были определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Изучить уровень сформированности слоговой структуры слова у ребенка 6 лет с задержкой речевого развития и ребенка 7 лет с моторной алалией.

3. Провести экспериментальное обучение, направленное на устранение нарушений слоговой структуры слова.

4. Выявить динамику формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика и у ребенка с задержкой речевого развития.

5. Выявить влияние организованного обучения на формирование слоговой структуры слова.

Методы исследования:

анализ и обобщение литературных источников по проблеме;

обследование детей с целью выяснения уровня сформированности слоговой структуры слова;

экспериментальное обучение;

анализ результатов экспериментальных данных.

База исследования.

Исследование проводилось с сентября 2002 года по март 2003 года в МДУ №3 по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Макаренко, д.4.

В исследовании принимали участие дети с общим недоразвитием речи, обучающиеся по программе 1 года обучения:

Лена Е., 1996 года рождения, страдающая моторной алалией.

Артем П., 1997 года рождения с задержкой речевого развития.


Тонкости педагогики:

Новые слова в жизни гремяченцев
Начиная разговор о новых cловах в жизни гремяченцев, в первую очередь выделим те, которые пришли к ним вместе с революцией и гражданской войной: белогвардейцы, красные партизаны, эксплуатация, пролетарий, советская власть, социализм, коммунизм, мировая революция. Строительство социализма в деревне ...

Личностный подход в образовательной технологии
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. К ...

Реализация языковой компетенции при обучении синтаксическим нормам
Термин «языковая компетенция» был введен Н. Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину «использование языка». Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знанием «говорящего-слушающего» о языке и применением языка в практике общения и деятельности ч ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru