Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова

Современная педагогика » Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения в развитии речи. Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

Такая форма речевой патологии в логопедии понимается как общее недоразвитие речи и имеет различный механизм. При общем недоразвитии речи искажается процесс речевого онтогенеза, причем структура дефекта неоднородна. Степени недоразвития речи бывают разные: от полного ее отсутствия до не резко выраженного недоразвития.

Симптомокомплекс языковых расстройств приводит ко вторичному недоразвитию интеллекта, нарушаются психические процессы. У таких детей недостаточны внимание, восприятие, память, нарушения эмоционально - волевой сферы, поведения. Дети упрямы, капризны, негавистичны. Отмечается склонность к слезам, двигательное беспокойство, повышенная синзетивность.

Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.

Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.

Логопедическую работу с данной категорией детей необходимо начинать в раннем возрасте. Для достижения положительных результатов педагог-логопед должен четко представлять на каком фоне возникает недоразвитие речи, какое влияние на темп речевого развития оказывают сопутствующие неврологические нарушения, генетические предпосылки, особенности психологической деятельности ребенка, то есть знать структуру дефекта, а также методы и приемы коррекционной работы.

К сожалению, одно из наиболее сложных речевых нарушений - алалия не является достаточно изученным.

Наиболее дискуссионным является вопрос о механизмах алалии. Проблема несформированности слоговой структуры слова, которая является характерным признаком моторной алалии, недостаточно описана, а методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. Это и определило актуальность проведенной экспериментальной работы и её практическую значимость.

Объект исследования - процесс формирования слоговой структуры слова.

Предмет исследования - особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика.

Гипотеза. Рассматривая механизм речевых нарушений при моторной алалии, мы предположили, что нарушение слоговой структуры слова у ребенка-алалика имеет качественное отличие от подобных нарушений у детей с задержкой речевого развития и нуждается в своевременной и целенаправленной коррекции. В условиях специального коррекционного обучения будет наблюдаться различная динамика формирования слоговой структуры.

Целями исследования являются:

1. Изучить структуру дефекта при моторной алалии и психолого-педагогические особенности ребенка, страдающего алалией.

2. Изучить систему коррекционного воздействия при моторной алалии.

3. Изучить особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика.

4. Апробировать различные методы и приемы, используемые на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова.

Исходя из вышеизложенного были определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Изучить уровень сформированности слоговой структуры слова у ребенка 6 лет с задержкой речевого развития и ребенка 7 лет с моторной алалией.

3. Провести экспериментальное обучение, направленное на устранение нарушений слоговой структуры слова.

4. Выявить динамику формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика и у ребенка с задержкой речевого развития.

5. Выявить влияние организованного обучения на формирование слоговой структуры слова.

Методы исследования:

анализ и обобщение литературных источников по проблеме;

обследование детей с целью выяснения уровня сформированности слоговой структуры слова;

экспериментальное обучение;

анализ результатов экспериментальных данных.

База исследования.

Исследование проводилось с сентября 2002 года по март 2003 года в МДУ №3 по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Макаренко, д.4.

В исследовании принимали участие дети с общим недоразвитием речи, обучающиеся по программе 1 года обучения:

Лена Е., 1996 года рождения, страдающая моторной алалией.

Артем П., 1997 года рождения с задержкой речевого развития.


Тонкости педагогики:

Нравственность и народные традиции
Долгие годы социализация личности не обострялась проблемой поколений. Каждый представитель нового поколения должен был приобщаться к тем ценностям, идеалам, знаниям, умениям, которые вырабатывались его предками. Основным критерием деятельности и поведения был принцип: "Так поступали твои деды ...

Сравнительная характеристика программ обучения и воспитания дошкольников «Дитина» и «Малятко»
Сегодня обычные детские сады работают по двум программам — «Дитина» и «Малятко». Последняя разрабатывалась Институтом психологии. Ее основной принцип — не учить и воспитывать, а развивать заложенное в ребенке природой, помогая ему познавать окружающую действительность через то, что ему близко. Заня ...

Классификация исторических документов в методике преподавания истории
К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами. Еще в 1863г. про ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru