Моторную алалию необходимо отграничивать от временных обратимых состояний, то есть задержек речевого развития и других речевых нарушений.
Поэтому при обследовании необходимо учитывать факторы, которые являются диагностирующими критериями.
Следует установить, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера. Если есть, то в чем они выражаются и как проявляются. Насколько он критичен к своему состоянию и есть ли у ребенка желание исправить свою речь. Отметить возможности речевого и внеречевого общения, есть ли желание общаться.
Следует выявить интересы ребенка к игрушкам, книгам, играм; Уточнить характер игровой и учебной деятельности. Установить запас сведений и преставлений об окружающем.
Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования.
При исследовании импрессивной речи обращается внимание на понимание ребенком конкретных ситуаций, значений слов, обозначающих предметы и действия, понимание предложений различной степени сложности. При этом дифференцируется объем понимания существительных и глаголов. Для этой цели используются игрушки, предметные и простые сюжетные картинки.
При оценке экспрессивной речи ребенку предлагают отвечать на простые вопросы, называть предмет и действия, составлять предложения разной степени сложности.
Специальными упражнениями в игровой форме исследуется артикуляционная моторика. Кроме этого уточняется состояние слуха, особенности гнозиса, праксиса, четкость латералиты, состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы, уровень владения бытовыми навыками, самообслуживания, предметно-практической деятельности.
Таким образом обследование должно проводиться в тесном контакте с другими специалистами и родителями. Обследование не должно ограничиваться несколькими встречами. Наблюдения в ходе педагогической работы помогут внести ясность в оценку механизмов и симптоматику расстройства.
При установлении диагноза и определение прогноза обращают внимание на следующие показатели. Он будет лучше, если:
неязыковые расстройства выражены не грубо;
микросоциальная среда благоприятна;
есть потребность в речи;
элементарно развиты синтагматические отношения в синтаксисе;
имеются предикативные слова;
медико-педагогическоеое воздействие осуществляется на ранних этапах его жизни.
При отрицательных показателях прогноз бывает гораздо хуже.
Тонкости педагогики:
Педагогика как наука о воспитании
Педагогика - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формир ...
Понятие наркомании и факторы ее возникновения
Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны б ...
Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобразования начала XXI века оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных прог ...