Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы».
Обратимся к характеристике ведущего термина нашего исследования – «наркомания» [16; 31].
Традиционно «наркомания» – это медицинский термин, определяемый следующим образом, Наркомания
(от греч. narke – оцепенение и mania – безумие) – болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения (Г.В. Осипов).
Наркомания
– это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости (Г.В. Латышев, В.С. Битенский, А.Г. Макеева и др.).
– это немедицинское потребление наркотиков, ведущее к быстрому разрушению здоровья, неадекватному поведению, искажению связей с обществом (Б.М. Левин и М.Б. Левин);
– пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории (М.А. Галагузова);
– заболевание, вызванное злоупотреблением лекарственными и нелекарственными наркотическими средствами и обусловленное зависимостью от них (Д.Д. Еникеева, В.И. Москалев, М.В.Фирсов).
Поэтому в нашей работе, наравне с использованием традиционного толкования термина «наркомания», мы говорим о наркомании не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.
Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова и А.А. Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.
Личностные факторы
включают:
· успешность в реализации своих стремлений;
· осознание жизненной перспективы;
· отношение к возможности употребления наркотиков;
· отношение к насилию;
· уровень эмоциональной зрелости;
· сформированность системы ценностей и привязанностей;
· наличие кризисных ситуаций;
· уровень притязаний и самооценка;
· наличие непреложных авторитетов.
К семейным факторам
относят:
· систему распределение ролей, прав и обязанностей в семье;
· уровень конфликтности в семье;
· семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ;
· систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи;
· родительские ожидания;
· компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка;
· генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ;
· созависимость.
Остановимся более подробно на характеристике созависимости как одном из факторов наркотизации подростка.
Ученые считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе психическую патологию или созависимость.
Созависимость
– это устойчивое состояние болезненной зависимости от форм поведения и мнения других людей, формирующееся при попытках обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.
Общие признаки (симптомы) созависимости следующие:
· слишком суровое отношение к себе и к другим, нелюбовь к себе, обычно неосознанно маскируемые (прежде всего от самого себя);
· «боязнь страха», старание заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться;
· желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться;
· страх или дискомфорт при общении с напористыми или сердитыми людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее;
· неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;
· чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;
· постоянное откладывание всего «на потом»;
· неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах;
· в отношениях с людьми крайне редко возникает отношение подлинной близости, доверия и постоянства;
Тонкости педагогики:
Перспективы развития
дошкольного образования в России
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. Необходимая предпосылка общедоступности качественного об ...
Использование нетрадиционных технологий обучения в современной
школе
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала. В. Беспалько Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педаг ...
Роль комнатных растений в работе с детьми
Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее распространение и значение. Экзотические цветы и растения украшают не только жилые помещения, школы, детские сады, общественные и административные здания, но постепенно становятся обычными в цехах промышленных предприятий. Растениям п ...