Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы».
Обратимся к характеристике ведущего термина нашего исследования – «наркомания» [16; 31].
Традиционно «наркомания» – это медицинский термин, определяемый следующим образом, Наркомания
(от греч. narke – оцепенение и mania – безумие) – болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения (Г.В. Осипов).
Наркомания
– это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости (Г.В. Латышев, В.С. Битенский, А.Г. Макеева и др.).
– это немедицинское потребление наркотиков, ведущее к быстрому разрушению здоровья, неадекватному поведению, искажению связей с обществом (Б.М. Левин и М.Б. Левин);
– пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории (М.А. Галагузова);
– заболевание, вызванное злоупотреблением лекарственными и нелекарственными наркотическими средствами и обусловленное зависимостью от них (Д.Д. Еникеева, В.И. Москалев, М.В.Фирсов).
Поэтому в нашей работе, наравне с использованием традиционного толкования термина «наркомания», мы говорим о наркомании не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.
Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова и А.А. Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.
Личностные факторы
включают:
· успешность в реализации своих стремлений;
· осознание жизненной перспективы;
· отношение к возможности употребления наркотиков;
· отношение к насилию;
· уровень эмоциональной зрелости;
· сформированность системы ценностей и привязанностей;
· наличие кризисных ситуаций;
· уровень притязаний и самооценка;
· наличие непреложных авторитетов.
К семейным факторам
относят:
· систему распределение ролей, прав и обязанностей в семье;
· уровень конфликтности в семье;
· семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ;
· систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи;
· родительские ожидания;
· компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка;
· генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ;
· созависимость.
Остановимся более подробно на характеристике созависимости как одном из факторов наркотизации подростка.
Ученые считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе психическую патологию или созависимость.
Созависимость
– это устойчивое состояние болезненной зависимости от форм поведения и мнения других людей, формирующееся при попытках обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.
Общие признаки (симптомы) созависимости следующие:
· слишком суровое отношение к себе и к другим, нелюбовь к себе, обычно неосознанно маскируемые (прежде всего от самого себя);
· «боязнь страха», старание заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться;
· желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться;
· страх или дискомфорт при общении с напористыми или сердитыми людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее;
· неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;
· чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;
· постоянное откладывание всего «на потом»;
· неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах;
· в отношениях с людьми крайне редко возникает отношение подлинной близости, доверия и постоянства;
Тонкости педагогики:
Состояние формирования
навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста
Одна из важнейших задач исходной школы - образование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом каждого дальнейшего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два важнейших компонента: а) технику чтения (положительное и стремительное восприятие и озвучивание слов, осно ...
Практическая работа
социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях
общеобразовательной школы
Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года. Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, явл ...
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у детей младшего
школьного возраста
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...