· привычная ложь даже там, где проще и естественней сказать правду.
Когда человек находит у себя эти признаки, чаще всего ему не хочется этому верить. Здесь возникает вопрос: почему? Что вызывает такой протест у нас? Может быть потому, что не хочется видеть свои собственные проблемы, а ведь они есть у каждого из нас. И эти проблемы не сильно отличаются от проблем наркоманов. Внешняя картина может быть совершенно иной: ухоженный дом, большая дружная семья, престижный, дорогой автомобиль, высокооплачиваемая работа и т.д. Но вдумайтесь и постарайтесь честно ответить себе на вопрос: не занимает ли у Вас в жизни все это такое же место, как у наркомана его наркотик.
Третья группа факторов наркотизации детей и подростков – социальные факторы
– весьма обширна, она включает общесоциальные факторы, влияние среды сверстников (ближнее окружение) и школьные факторы.
Так, к общесоциальным факторампричисляют:
· нормы, политику и законодательство в отношении наркотиков;
· общественные традиции, доступность наркотиков;
· неблагоприятный социально-экономический климат;
· позицию средств массовой информации по отношению к проблеме наркомании;
· законодательство в области молодежной политики;
· развитость системы социально-психологической помощи молодежи;
· организованность досуга молодежи, ее участие в общественной жизни.
Для среды сверстников
как фактора наркотизации существенными являются:
· отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков;
· уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы;
· роль подростка в группе сверстников;
· широта круга общения;
· отношение подростковой группы к взрослым;
· ценностные ориентиры подростковой группы.
В контексте рассматриваемых нами вопросов, наиболее важно знание так называемых «школьных» факторов
, к которым исследователи относят:
· успеваемость подростков, их желание учиться, регулярное посещение школы;
· частая смена школы;
· участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания;
· отношения подростков с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат;
· участие педагогов в профилактике наркомании;
· связь между семьей и школой;
· участие подростков в школьном самоуправлении.
Подросток, начинающий употреблять наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, рекламные предложения нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими для несовершеннолетнего мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность и некомпетентность педагогов и родителей в этом вопросе, а также возникновение созависимости в семье.
Тонкости педагогики:
Научно-теоретическое обоснование методических рекомендаций
Процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Логопед должен располагать сведениями о жизни ребенка, домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо выявить интересы ребенка, ...
Социально-личностные компетенции как результат современного образования
Главным для современного высшего образования является акцент на формирование социально активной и профессионально востребованной личности. Одним из основных понятий в современном образовании стало понятие компетенции как характеристики качеств выпускников вуза. Существует несколько трактовок термин ...
Значимость профессионального определения воспитанниками детского дома
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций [2, с. 26]. Действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по са ...