Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией.
Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.
И.А. Сикорский приводит факты о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая звуковой и используя, очень незначительнее число звуков. Сведения И.А. Сикорского говорят о самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слога по отношению к овладению отдельными звуками.
В работах А.Н. Гвоздева, Б. Китермана отмечается, что решающее значение в процессе усвоения слогового состава слова имеет сравнительная сила произношения слогов. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы: сначала передается только ударный слог, затем первый предударный и далее слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков. Таким образом, сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет "главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и пропуск других".
Искажение слоговой структуры слова является очень распространенным явлением среди детей, страдающих алалией. Причем данные искажения отмечаются у ребенка-алалика большей стойкостью "непостоянством". Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше чем недостатки произношения отдельных звуков (в изолированном положении). Чрезвычайное непостоянство этих искажений слоговой структуры затрудняет процесс логопедического воздействия.
Кроме этого особенности овладения слоговой структурой слова мешают успешному развитию речи ребенка-алалика, затрудняют его обучение, препятствуют овладению звуковым анализом и, следовательно, обучению грамоте.
Нарушения в воспроизведении слогового состава слова могут выражаться следующим образом:
Нарушение количества слогов:
сокращение (пропуск слога);
опускание слогообразующей гласной;
увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных;
Нарушение последовательности слогов в слове:
перестановка слогов;
перестановка звуков соседних слогов;
Искажение структуры отдельного слога:
сокращение стечений согласных;
вставки согласных в слог;
Уподобление слогов.
Персеверации.
Антиципации.
Контаминации.
Для подтверждения гипотезы о том, что нарушения слоговой структуры слова у детей с задержкой речевого развития и у детей с алалией качественно различны проведем экспериментальное исследование. Данное исследование проводилось в три этапа.
I. Констатирующий эксперимент.
Цель: диагностировать уровень сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста разработать коррекционную программу.
Методы: Обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений.
Исследования проводились в МДОУ № 5 г. Богородицк, Тульской обл. В нем принимали участие:
|
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Дата рождения |
Срок пребывания в речевой группе |
Заключение МПК |
|
1 |
Елхимова Лена |
21.09.1996 г. |
С 01.08.2002 г. |
Общее недоразвитие речи II уровня моторная алалия |
|
2 |
Пинаков Артем |
12.10 1997 г. |
С 01.08.2002 г. |
Общее недоразвитие речи III уровня задержка речевого развития |
Исследование носит сравнительный характер и проводилось по следующим направлениям:
Изучение уровня речевой коммуникации
Задание №1. Наблюдение за свободным общением ребенка.
Тонкости педагогики:
Методические требования к организации урока математики
в работе с младшими
школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...
Анализ экспериментальных данных
В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной речи, письменной речи и уровня развития психологической базы речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида г. Шатура. Всего экспериментальным участием бы ...
Развитие у детей старшего дошкольного возраста приемов измерения длины,
массы, вместимости сосудов
Измерение общепринятыми мерами длины, массы, вместимости сосудов является частью математических знаний. Счет предметов и простейшие измерения – это два вида деятельности, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека. Ф. Энгельс указывает: «Как и все другие науки, математика возникла ...