Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста

Современная педагогика » Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова » Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста

Страница 1

Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией.

Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.

И.А. Сикорский приводит факты о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая звуковой и используя, очень незначительнее число звуков. Сведения И.А. Сикорского говорят о самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слога по отношению к овладению отдельными звуками.

В работах А.Н. Гвоздева, Б. Китермана отмечается, что решающее значение в процессе усвоения слогового состава слова имеет сравнительная сила произношения слогов. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы: сначала передается только ударный слог, затем первый предударный и далее слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков. Таким образом, сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет "главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и пропуск других".

Искажение слоговой структуры слова является очень распространенным явлением среди детей, страдающих алалией. Причем данные искажения отмечаются у ребенка-алалика большей стойкостью "непостоянством". Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше чем недостатки произношения отдельных звуков (в изолированном положении). Чрезвычайное непостоянство этих искажений слоговой структуры затрудняет процесс логопедического воздействия.

Кроме этого особенности овладения слоговой структурой слова мешают успешному развитию речи ребенка-алалика, затрудняют его обучение, препятствуют овладению звуковым анализом и, следовательно, обучению грамоте.

Нарушения в воспроизведении слогового состава слова могут выражаться следующим образом:

Нарушение количества слогов:

сокращение (пропуск слога);

опускание слогообразующей гласной;

увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных;

Нарушение последовательности слогов в слове:

перестановка слогов;

перестановка звуков соседних слогов;

Искажение структуры отдельного слога:

сокращение стечений согласных;

вставки согласных в слог;

Уподобление слогов.

Персеверации.

Антиципации.

Контаминации.

Для подтверждения гипотезы о том, что нарушения слоговой структуры слова у детей с задержкой речевого развития и у детей с алалией качественно различны проведем экспериментальное исследование. Данное исследование проводилось в три этапа.

I. Констатирующий эксперимент.

Цель: диагностировать уровень сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста разработать коррекционную программу.

Методы: Обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений.

Исследования проводились в МДОУ № 5 г. Богородицк, Тульской обл. В нем принимали участие:

№ п/п

Ф.И. ребенка

Дата рождения

Срок пребывания в речевой группе

Заключение МПК

1

Елхимова Лена

21.09.1996 г.

С 01.08.2002 г.

Общее недоразвитие речи II уровня моторная алалия

2

Пинаков Артем

12.10 1997 г.

С 01.08.2002 г.

Общее недоразвитие речи III уровня задержка речевого развития

Исследование носит сравнительный характер и проводилось по следующим направлениям:

Изучение уровня речевой коммуникации

Задание №1. Наблюдение за свободным общением ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Этапы работы над выразительным чтением
Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов: Первый этап – подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием. С ...

Общая характеристика рынка образовательных услуг
В настоящее время такой товар как образование становится элементом рыночных отношений. Оно выступает как продавец образовательных услуг, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества. Рынок образовательных услуг сформировался в нашей стране относительно не давно, в ходе приви ...

Проблемы в воспитании современной молодежи
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские н ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru