В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной речи, письменной речи и уровня развития психологической базы речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида г. Шатура. Всего экспериментальным участием было охвачено 5 учащихся с нарушением интеллекта (олигофрения в степени дебильности).
Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, изучения анамнеза, изучения медицинских карт, беседы с родителями. Были сложности во время беседы с родителями, так как многие данные они не могли вспомнить, а в картах развития данные отсутствовали. Полученные данные можно отразить в таблице.
Таблица 1
Результат анализа анамнестических данных
|
Фамилия Имя |
Характер беременности |
Характер родов |
Раннее психомоторное развитие |
Перенесенные ребенком заболевания |
Речевой анамнез |
|
Настя А. (1) |
Употребление алкоголя, курение |
Асфиксия |
Задержка в развитии |
Частые простудные и инфекционные заболевания. |
Задержка речевого развития |
|
Вика Г. (2) |
Тяжелый токсикоз I половины; |
Затяжные роды, стимуляция |
Задержка в развитии |
Частые ОРВИ, в/оспа |
Задержка речевого развития |
|
Даша М. (3) |
Тяжелый токсикоз I половины |
Стремительные роды, асфиксия |
Задержка в развитии |
дисбактериоз |
Задержка речевого развития |
|
Дима Д. (4) |
Употребление алкоголя, курение |
Травма шейного отдела позвоночника |
Задержка в развитии |
Частые ОРВИ, дисбактериоз |
Задержка речевого развития |
|
Ваня Ш. (5) |
Соматические заболевания матери |
Родовозбуждение |
Задержка в развитии |
Краснуха в 2 года, частые ОРЗ |
Задержка речевого развития |
Анализ анамнестических данных, медицинской документации, протоколов МППК позволил установить, что у всех исследуемых детей пренатальный, перинатальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями: тяжелые токсикозы беременности, инфекции, интоксикации, в том числе и лекарственными препаратами, хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение во время беременности, патология родов, травмы, родовозбуждение, инфекционный заболевания детей, перенесенные в раннем возрасте. В анамнезе отмечается органическое поражение центральной нервной системы, повлекшее снижение интеллекта до степени дебильности. Ранее психомоторное и речевое развитие протекало с задержкой.
Таблица 2
1. Результаты обследования звукопроизношения
|
Учащиеся |
Итого |
Свистящие |
Шипящие |
Р, Рь |
Л, Ль |
Другие звуки |
% |
|
1 |
18б. |
6 |
0 |
0 |
6 |
6 |
60 |
|
2 |
8б. |
0 |
0 |
0 |
2 |
6 |
27 |
|
3 |
22б. |
6 |
6 |
2 |
2 |
6 |
73 |
|
4 |
20б. |
6 |
6 |
0 |
2 |
6 |
67 |
|
5 |
26б. |
6 |
6 |
2 |
6 |
6 |
86 |
Тонкости педагогики:
История представлений о мышлении, альтернативных
психологическим
Рассмотрим основные вехи истории развития представлений о мышлении как о проектируемой, целенаправленно организуемой деятельности, выделенные Г.П. Щедровицким. Безусловно, системные представления не являются открытием ХХ века. Их можно найти в седой древности. Слово «система» появилось в Древней Гр ...
Особенности педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С каждым годом растет контингент во ...
Проблемы социальной адаптации младших подростков
Развитие человека - сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, так и ...