Нарушения письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Современная педагогика » Нарушения письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В отечественной логопедии процесс формирования письма традиционно рассматривается в рамках единого процесса языкового развития ребенка.

Р.Е. Левина [24] отмечала, что весь путь овладения речью формирует у младшего школьника определенный опыт аналитико-синтетической деятельности как в звуковой сфере, так и в сфере морфологических обобщений, которые составляют важнейшее условие готовности ребенка к усвоению грамматики письма. Признание того, что нарушения письма вторичны по отношению к расстройствам устной речи, позволило связать специфические проявления трудностей освоения письма в основном с несформированностью фонологического уровня языка и нарушением фонетического принципа русского письма. При этом у учащихся младшего школьного возраста с нарушением письма отмечалось наличие более или менее глубоких отклонений в анализаторной деятельности (главным образом речедвигательной или речеслуховой), вследствие чего школьники с трудом овладевали звуковым анализом в период первоначального обучения в школе.

Распространенность специфических ошибок связывалась с глубиной нарушения фонематического слуха и восприятия. Основываясь на этом, к преодолению недостатков письма подходили с позиций формирования взаимодействия различных сторон речи, которое в ходе коррекционной работы должно осуществляться в процессе развития фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка.

Современная логопедия к преодолению нарушений письма строится на изучении психологического строения речевой функции в целом и процесса письма, в частности. В основу понимания механизмов письма и организации коррекционно-логопедической работы были положены учение о функциональных системах, представление о психических процессах как функциональных системах, об их системной и динамической локализации и гетерохронии развития, об интегративной деятельности мозга в процессе психической деятельности.

Трудности овладения навыком письма учащимся начальных классов общеобразовательной школы выявляются довольно часто. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина). [18, 24]. В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными.

Логопедическая работа в школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления о характере нарушений речи и особенности их коррекции у умственно отсталых школьников.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников вспомогательной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. В связи с этим коррекции этих дефектов речи уделяется особое внимание. В младших классах должна осуществляться наиболее интенсивная коррекция нарушений речи. Традиционно в логопедической практике нарушения письменной речи рассматриваются как следствие патологии устной (Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева и др.)

Разработка, теоретическое обоснование и практическая реализация методов исследования, позволяющего определить закономерности овладения письмом младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, наметить и реализовать новые коррекционно-методические подходы к их обучению определяют актуальность исследования.

Поиск новых подходов к решению данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования были особенности письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной колы – интерната УШ вида г.Шатуры.

Предметом исследования являлось:

- выявление нарушений письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью;

- поиск новых подходов к преодолению нарушений письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

- разработать и апробировать вариант методики обследования письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

- выявить специфические закономерности нарушений письма у детей данной категории;

- методически обосновать теоретические основы коррекционно–педагогического воздействия, направленного на преодоление нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Методы исследования были выбраны с учетом специфики его предмета в соответствии с целью, задачами и включали в себя:

- теоретический анализ педагогической, лингвистической, психологической, методической литературы по изучаемой проблеме;

- изучение истории развития каждого ребенка и всей имеющейся в коррекционном учреждении медико–педагогической документации;

- обследование детей с нарушениями письма;

- наблюдение за детьми в процессе учебных занятий, играх и быту;

- беседы с родителями, детьми;

- констатирующий эксперимент;

Следует помнить, что параллельно с коррекционными задачами важно выявлять зону ближайшего развития детей, воспитывать у них чувство языка и при планировании занятий учитывать эти задачи.

Умственно отсталые дети с самого раннего возраста нуждаются не только в медицинской помощи, но также в специальных условиях и методах воспитания и обучения. Уровень приспособления их к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

Структура квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литература, приложения. В введении описаны: актуальность, цель, предмет, задачи и методы исследования. В 1 главе рассмотрены особенности нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью. Во 2 главе проведено экспериментальное изучение детей с нарушением письма. Описана методика обследования учащихся младших классов. В 3 главе представлена программа коррекционно – логопедической работы по устранению нарушений письма, проведен контрольный эксперимент. В заключении представлены рекомендации логопеду и родителям, направленные на преодоление нарушения письма у младших школьников. В приложении представлен картинный материал по обследованию, примеры диктантов, схема обследования, речевая карта.


Тонкости педагогики:

Психолого-педагогические требования к средствам обучения
Чтобы дидактическое средство приносило необходимый эффект при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных дидактических требований, прежде всего соответствовать задачам подготовки специалиста. Преподносимая с помощью средств обучения информация должна соответствов ...

Трансакционный анализ Э.Берна
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем со ...

Расходы федерального бюджета на образование
За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования (высшего, послевузовского и среднего профессионального образования). Кроме того, на федеральном уровне сохранено финансирование специальных профессионально-техни ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru