Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида г. Шатура Московской области.
В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса (начало обучения).
Учащиеся, участвующие в констатирующем эксперименте, имеют умственную отсталость в степени дебильности.
Для уточнения причин нарушений письменной речи обследование было направлено на исследование особенностей устной речи и письменной речи.
При обследовании дети в общем в контакт вступали достаточно легко. При выполнении заданий часто требовалось дополнительное объяснение инструкции. На вопросы отвечали однословно, часто возникали трудности в изложении своих мыслей.
Обследование проводилось в первой половине дня.
При выполнении заданий, при возникновении трудностей дети не всегда принимали помощь взрослого, чаще после неудачи был отказ от выполнения задания.
Заключение в речевой карте у всех испытуемых – СНР у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Основными методами констатирующего эксперимента были: изучение медицинской документации, беседа, подражательно – исполнительные упражнения, наглядность.
Для правильной организации коррекционной работы по преодолению нарушений письма у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида необходимо провести специальное логопедическое обследование.
Расстройства речи у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением интеллекта выявило своеобразие психологической базы речи, которая оказывает влияние на особенности речевого развития. Поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать особенности развития психических процессов, которые задействованы в формировании речи.
Схема обследования детей младшего школьного возраста с расстройствами письма включает следующие разделы. (см. приложение 1)
Выбор методик осуществлялся с учетом цели и задач исследования. За основу были взяты методики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, О.Б.Иншаковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой. Предъявляемый речевой материал адаптирован с учетом особенностей и уровня речевого развития обследуемых школьников. Данная методика носит тестовый характер.
Тонкости педагогики:
Математическое мышление
Обычно, говоря о развитии мышления в процессе обучения математике, этот вопрос сводят к развитию математического мышления. Конечно это верно, т. к. естественно, что в процессе обучения математике следует в первую очередь беспокоиться не вообще о развитии мышления, а именно в развитии специфического ...
Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в
современном обществе
Особенности проявлений детского и подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое ...
Цели и содержание обучения аудирования в средней школе
Мы понимаем, что речевой общение –процесс двусторонний. То есть аудирование, это не побочный продукт говорения, а его обратная сторона, без которой осмысленное говорение и общение не возможно. Недооценка одной из его сторон, как это происходит с аудированием, самым неприятным образом сказывается на ...