Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов:
Первый этап – подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием. Содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения. Чем ближе произведение слушателям, тем понятнее, тем меньше будет эта вводная часть, а чем труднее для них понимание, тем длиннее бывает подготовка к слушанию. Когда учитель сам готовится к чтению, вводный этап не исчезает. Готовясь к выразительному чтению, учитель стремится глубоко и ясно представить изображаемую жизнь. Он читает вступительную статью, предваряющую текст произведения, комментарии, которые даются в сносках или в конце книги. Если остаются невыясненные вопросы, ответ на них ищет в справочнике. Раньше, чем приступить к чтению, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте. Именно на этапе и происходит заинтересованность читателя в тексте.
Вторым этапом является – первое знакомство с произведением, которое в школе обычно осуществляется путем выразительного чтения произведения учителем. «Первое впечатление девственно свежи,- говорит К.С. Станиславский.- Они являются лучшими возбудителями артистического увлечения и восторга, которые имеют большое значение в творческом процессе». Станиславский называет первые впечатления «семенами».
Неизгладимость первых впечатлений налагает на читающего большую ответственность, требует тщательной подготовки к первому чтению, продуманности текста, чтобы у слушателей не получилось неправильных впечатлений, которые «с такой же силой вредят творчеству, с какой правильные впечатления ему помогают. Нельзя исправить испорченного впечатления.
Станиславский рекомендует обставлять чтение некоторой торжественностью. В классе учитель предлагает ученикам закрыть книги, и внимательно слушать. Слушают с закрытыми книгами, чтобы не рассевать внимание. При раскрытых книгах у ребят всегда появляется стремление проверять чтеца по тексту, а это рассевает их внимание и неприятно чтецу. Учеников следует приучать уважать творчество, которым является чтение, как учителем, так и товарищей. В классе, умеющим слушать, во время чтения наступает тишина, и только по расширенным глазам детей и по безмолвным мимическим движениям вы видите, как они захвачены. «Как часто, пишет М.А. Рыбникова,- школьники шумят и нарушают дисциплину, а попробуйте собрать в зал сотни три-четыре учащихся на конкурс чтецов, и вы изумитесь тишине и поглощающему вниманию. Как часто приходилось наблюдать в классе нарушение дисциплины во время объяснения учителя и тут же видеть всеобщую настороженность при переходе к чтению стихов». На этом этапе важно преподнести текст так, чтобы младшие школьники проникли в суть произведения и прочувствовали его.
Третий этап - разбор, анализ произведения. Анализ имеет свою цель. Мы вдумываемся в произведение, чтобы лучше его исполнить, так как выразительное чтение, есть, прежде всего чтение сознательное. Ход творческого анализа должен быть естественным, как ряд ответов на вопросы, которые у нас возникают по мере того, как мы вдумываемся в произведение. Разбор самого произведения можно вести в разной последовательности: путем дедукции или путем индукции. Первый путь, когда идут от определения темы, идеи к композиции и к системе образов, напоминает путь автора. Индукционный же путь соответствует последовательности, в которой читатель знакомится с произведением. Он прослеживает развитие сюжета и композицию и одновременно знакомится с образами и лишь в конце решает вопрос о теме и идее произведения.
В выразительном чтении приобретает особое значение задачи запомнить текст. После того как мы разобрали текст, когда нам понятно каждое слово, ясны образы героев, их психология, сверхзадача и частные исполнительские задачи, можно приступить к заучиванию текста. Вызубрить текст трудно, и запомнить такое непрочно. Он лучше запоминается постепенно, в процессе подготовки исполнения. При такой работе над текстом происходит непроизвольное запоминание. М.Н. Шардаков экспериментально установил, что лучший метод запоминания – комбинированный. На этом этапе важно правильно подвести итог прочитанного произведения, чтобы слушатели уходя с урока имели полное представление текста.
Тонкости педагогики:
Сущность здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания
Физическое развитие школьников включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. Наряду с осуществлением физического развития о ...
Экспериментальное исследование воображения детей старшего
дошкольного возраста
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО "Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развити ...
Совместная работа над презентациями через Интернет
Microsoft PowerPoint 2002 запоминает все изменения и дополнения, которые вносятся каждым участником рабочей группы, занимающейся созданием презентации. При отправке презентации на проверку (меню «Файл», команда «Отправить»), автоматически включаются соответствующие средства рецензирования. Кроме то ...