Методика состоит из 9 разделов. (Карта обследования см. Приложение №2).
1 – й этап направленный на исследование звукопроизносительной стороны речи и включает в себя 5 проб. Все звуки разделены на 5 групп: 1 группа – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь; 5 – другие звуки. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.
6 баллов – нормативное произношение всех звуков группы;
4 балла – один звук или несколько звуков группы доступны
правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы);
2 – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
Максимальный балл – 30.
На 2 – м этапе проверяется степень сформированности слоговой структуры слова. Для обследования предъявляются 10 слов, разной звуконаполняемости.
Оценка слоговой структуры слова:
1,5 балла – четкое и правильное воспроизведение слова;
1 – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,5 – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;
0 – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение.
Максимальный балл – 15.
На 3 –м этапе проверяется сформированность словообразовательных навыков. Проба состоит из 6 групп.
Первая группа: образование существительных — называние детенышей животных (у кошки котята, а у козы — кто?).
3 балла – правильная форма;
2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» и т.д.);
0 – неправильная форма слова или отказ назвать. Вторая группа: образование от существительных относительных прилагательных (кукла из бумаги — бумажная, а из соломы — какая?).
3 балла – правильная форма;
2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);
0 – неправильная форма слова или отказ назвать. Третья группа: образование от существительных качественных прилагательных (мороз — морозный, дождь — ?).
3 балла – правильная форма;
2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой,ветряной);
0 – неправильная форма слова или отказ назвать. Четвертая группа: образование от существительных притяжательных прилагательных (у собаки лапа собачья, а у волка — ?).
3 балла – правильная форма;
2 – самокоррекция;
1 – коррекция после стимулирующей помощи;
0 – неправильная форма слова или отказ назвать.
Пятая группа: образование прилагательных от существительных. Шкаф сделан из дерева. Значит он какой?
3 балла – правильная форма;
2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;
0 – неправильная форма слова или отказ назвать.
Тонкости педагогики:
Формирование связной речи в онтогенезе
Изучением развития речи у детей дошкольников занимались известные ученые и практические работники, работники - педагоги, методисты: Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и д.р. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общ ...
Трудовое воспитание как педагогическая проблема
В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уваже ...
Использование нетрадиционных технологий обучения в современной
школе
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала. В. Беспалько Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педаг ...