Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Современная педагогика » Нарушения письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью » Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 1

Методика состоит из 9 разделов. (Карта обследования см. Приложение №2).

1 – й этап направленный на исследование звукопроизносительной стороны речи и включает в себя 5 проб. Все звуки разделены на 5 групп: 1 группа – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь; 5 – другие звуки. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.

6 баллов – нормативное произношение всех звуков группы;

4 балла – один звук или несколько звуков группы доступны

правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы);

2 – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

0 – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

Максимальный балл – 30.

На 2 – м этапе проверяется степень сформированности слоговой структуры слова. Для обследования предъявляются 10 слов, разной звуконаполняемости.

Оценка слоговой структуры слова:

1,5 балла – четкое и правильное воспроизведение слова;

1 – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,5 – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;

0 – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение.

Максимальный балл – 15.

На 3 –м этапе проверяется сформированность словообразовательных навыков. Проба состоит из 6 групп.

Первая группа: образование существительных — называние детенышей животных (у кошки котята, а у козы — кто?).

3 балла – правильная форма;

2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» и т.д.);

0 – неправильная форма слова или отказ назвать. Вторая группа: образование от существительных относительных прилагательных (кукла из бумаги — бумажная, а из соломы — какая?).

3 балла – правильная форма;

2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);

0 – неправильная форма слова или отказ назвать. Третья группа: образование от существительных качественных прилагательных (мороз — морозный, дождь — ?).

3 балла – правильная форма;

2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой,ветряной);

0 – неправильная форма слова или отказ назвать. Четвертая группа: образование от существительных притяжательных прилагательных (у собаки лапа собачья, а у волка — ?).

3 балла – правильная форма;

2 – самокоррекция;

1 – коррекция после стимулирующей помощи;

0 – неправильная форма слова или отказ назвать.

Пятая группа: образование прилагательных от существительных. Шкаф сделан из дерева. Значит он какой?

3 балла – правильная форма;

2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;

0 – неправильная форма слова или отказ назвать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Повышение квалификации педагогических кадров
В этом параграфе основное внимание уделено анализу мероприятий по повышению квалификации уже работавших учителей и руководящих кадров системы школьного образования, а также повышению идейно-теоретического уровня в том виде, как это понималось в 60–70-е гг. Проблема первичной подготовки учителей в с ...

Организация инновационной деятельности педагогического коллектива
Несмотря на довольно подробное описание в литературе различных аспектов инновационной деятельности, практически нигде не встречается технологического описания тех или иных этапов инновационного процесса. Существующая практика показывает, что каждый здесь идет своим путем, путем проб и ошибок, ориен ...

Принципы построения интегрированного курса
Очевидно, что интегрированный курс для начального этапа может иметь гораздо более широкое распространение, чем для продвинутого этапа, поэтому его разработка является первоочередной задачей. Она требует соблюдения таких принципов, как: минимизация, учет региональной специфики, отбор регионально зна ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru