Шестая группа: Уменьшительно-ласкательная форма существительных.
3 балла – правильная форма;
2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;
0 – неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальный балл – 120.
4 – й этап проверяет синтаксис, или возможности грамматического структурирования. Эта серия содержит 42 пробы, скомпонованные в семь групп. (Картинный материал см. Приложение № 4).
Первая группа — это составление фраз по картинкам, предложенным Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой. Картинки подобраны таким образом, что фразы могут значительно отличаться по длине, грамматической и лексической сложности. Первые пять картинок предусматривают использование конструкций «подлежащее — сказуемое — простое дополнение» (Девочка режет колбасу). Вторые пять картинок гораздо сложнее, поскольку требуют использования предлогов, как простых (в, под), так и более сложных. Последние пять картинок самые трудные, так как предусматривают построение предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами, инфинитивной группой или сложных предложений (Школьница пришла навестить свою больную подругу и принесла ей цветы. Мальчик несет лестницу, чтобы помочь малышу достать шарик, который зацепился за ветку). Эти пробы очень информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Все ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки, остальные в виде штрафных баллов учитываются в других разделах методики.
Оценка за грамматическое структурирование
3 балла – правильное выполнение;
2 – неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;
1 – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств), упрощение структуры предложения, использование развернутойпомощи в виде нескольких вопросов;
0 – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Вторая группа содержит пять проб, предусматривающих составление предложений из слов, которые даются в начальной форме (Петя, купить, шар, красный, мама). Это — сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При выполнении наблюдаются пропуски и замены слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов. Оценка за грамматическое структурирование:
3 балла – правильное выполнение;
2 – неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;
1 – негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;
0 – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Третья группа содержит пять проб на повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности. Известно, что ребенок может воспроизвести предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. Эти пробы имеют комплексный характер. На успешность их выполнения влияют объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и реже литеральные парафазии. Ребенок нередко затрудняется в поиске слов и испытывает трудности при удержании смысловой программы.
Тонкости педагогики:
Основные задачи патриотического воспитания в современном обществе
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по з ...
Педагогика - наука и искусство, учебная дисциплина
Педагогика в настоящее время выступает сложным многогранным явлением. Это факт находит свое отражение в том, что практически не существует единого определения понятия «педагогика». Сам термин происходит из древнегреческого языка и переводится как «детоведение», в общем смысле обозначает науку о вос ...
Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его
формирования
Для определения сущности и содержания ценностного отношения к здоровью необходимо уяснить значение следующих категорий и понятий: «ценность», «ценностная ориентация», «отношение», «ценностное отношение», «здоровый образ» и «стиль жизни», а также характерные особенности их взаимосвязи. Теория ценнос ...