Педагогика - наука и искусство, учебная дисциплина

Современная педагогика » Педагогика как учебная дисциплина » Педагогика - наука и искусство, учебная дисциплина

Страница 1

Педагогика в настоящее время выступает сложным многогранным явлением. Это факт находит свое отражение в том, что практически не существует единого определения понятия «педагогика». Сам термин происходит из древнегреческого языка и переводится как «детоведение», в общем смысле обозначает науку о воспитании и образовании людей. В более широком смысле – это значительная область знаний и практических методик, направленных на всесторонне развитие, формирование человеческой личности в ходе целенаправленной воспитательной деятельности, передачи опыта предыдущих поколений. Первые научные изыскания в области педагогики имели место еще в античном мире, и активно развивались в период Средневековья. Однако, как отдельная наука педагогика оформилась лишь в XVII в. Полноценной же научной дисциплиной педагогика стала лишь в XIX в., вобрав в себя все накопленные теоретические и эмпирические данные о законах, принципах, целях и задачах воспитательной деятельности.

Предметом педагогики выступает педагогический процесс, процесс обучения и образования, а объектом – само воспитание, как сложное социально-психологическое явление.

То есть специфика педагогики, как учебной дисциплины заключается в том, что она одновременно является и объектом изучения и методикой, объединяет в себе теория и практику воспитания и образования.

В составе педагогики как науки выделяется множество вспомогательных дисциплин, особе место среди которых занимает андрогогика - педагогика взрослых, занятая исследованием проблем образования, самообразования и воспитание взрослых людей. Задачами андрагоники становятся определение содержания, организационных форм, методов и средств обучения взрослых людей, чей познавательный процесс в меру психологических факторов, отличается от детского.

Педагогика, преподаваемая в ВУЗах (в младшей и средней школе педагогика, как мы знаем, не изучается) находится именно на стыке общей педагогики и андрогогики.

Часто выбор тех или иных методик воспитания и образования в ВУЗе зависит не столько от законов педагогики, сколько от таланта самого педагога – преподавателя, от его индивидуальных способностей и особенностей воспитанников. Это в большой степени роднит педагогику не только с наукой, но и с искусством – через творческое переосмысление педагогической деятельности.

Это мнение подтверждается высказыванием знаменитого отечественного педагога К.Д. Ушинского: «Педагогика - не наука, а искусство, - самое обширное, самое сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на множество обширных и сложных наук, как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

Подобный подход к педагогике обуславливает специфику ее функций, целей, задач и принципов.

Сегодня педагогика как учебная дисциплина изучает:

- учебное заведение, в том числе высшее, как педагогическую систему;

- функционирование и эффективность педагогического процесса в любом учебном заведении;

- педагогическую деятельность научно-педагогических работников, их профессионально-педагогическую подготовку;

- педагогические закономерности формирования и развития личности учащегося, студента;

- процесс среднего, высшего образования и самообразования;

- непосредственно процесс обучения в учебном заведении во всех его аспектах;

- воспитание и самовоспитание учащихся, студентов;

- моральную и психологическую подготовку учащихся и научно-педагогических работников;

- формы, методы и педагогические технологии, процесс коммуникации воспитателей и воспитанников;

- педагогические аспекты непрерывной самостоятельной работы студентов во время обучения в ВУзе и после его окончания;

- личность научно-педагогического работника;

- педагогические особенности взаимодействия студентов и научно-педагогических работников в педагогическом процессе ВУЗа в ходе реализации задач Болонской конвенции;

- коллектив (социальную группу) научно-педагогических работников кафедр, факультетов, ВУЗов;

- студенческие коллективы (социальные группы).

То есть, как творческая сложная учебная дисциплина педагогика должна обеспечивать следующие функции:

- образовательную;

- научно-познавательную;

- мотивационную;

- преобразовательную;

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной речи младшего школьника
Научить ребенка правильной и красивой речи - сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Один из важнейших ее компонентов - написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающе ...

Педагогические организации навыков чтения
Чтение - трудный процесс. Зрелый, бывалый читатель не примечает примитивных действий, из которых формируется процесс чтения, потому что данные действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех примитивных действий в одно трудное, для него весь элемент предста ...

Опыт работы отечественных педагогов по совершенствованию навыков чтения младших школьников
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю х ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru