Обучение аудированию означает развитие аудитивных навыков и умений при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, т.е. развитие навыков yзнавания и пoнимания слoв, слoвоcочетаний, грамматического oформления лекcических единиц разного уровня в словоcoчетаниях, предложениях и cвязанных текстах.
Мы знаем, что аудирование это скрытая от наблюдения внутренняя деятельность, а значит, составляющим ее действиям необходимо обучать специально, делая их объектом целенаправленного формирования.
Методисты Гальскова Н.Д., и Гез Н.И., подразделяют упражнения для обучения аудированию на подготовительные\ тренировачные и речевые\коммуникативные. [1. 179] Подготовительные упражнение направлены на преодоление психологических и лингвистических трудностей аудирования и на формирование его механизмов. Речевые - управляемая речевая деятельность, которая способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях приближенных к естественному речевому общению.
Рассмотрим систему подготовительных упражнений Н.Д. Гальсковой и Гез Н.И.
Выделяются 5 типов упражнения подготовительного характера:
Это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова, например:
- Прослушайте и повторите несколько пар слов;
- Определите на слух рифмующиеся слова;
- Прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе «+» если предложения одинаковые «-« если предложения разные.
К ним я бы хотела добавить упражнения из системы подготовительных упражнений методиста Филотова [12. С.250]
- Послушайте слова и поднимите руку, если в слове звучит долгий звук;
- Прослушайте несколько предложений и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение;
- Используя сигнальные карточки («.», «?», «!»), определите тип предложения;
- Прослушайте слова и выберите те, которые соответствуют картинке;
Не малую роль играют упражнения в повторении слов, словосочетания, текстов и фраз. В своём исследование Филатов упоминает Р.К. Миньяра-Белоручева, который называет подобные упражнения базовыми, потому что они способствуют отработке важных механизмов аудирования отработке речевого слуха, памяти, артикулирования, вероятностного прогнозирования.[12,c.,250]
Упражнение «снежный ком» направленное на повторении расширяющихся синтагм занимает особое место. Как в системе Гальсковой Н.Д Так и в системе Филатова.
Так как это упражнение направлено на развитие кратковременной и словесно-логической памяти наряду с другими упражнениями того же направления[1, 182]:
- Прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите те из них, которые относятся к одной теме;
- Прослушайте две три короткие фразы, соедините их в одно предложение;
- Прослушайте и повторите за диктором фразы длина которых превышает объем кратковременной памяти.
Среди подготовительных важны упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования:
Филатов относит к ним такие упражнения как[12, 250]:
- Прослушайте начало слов и закончите их;
- Прослушайте начало словосочетаний и закончите их;
- Прослушайте слова к аудиотексту и назовите его тему;
Гальскова Н.Д. выделила другие виды упражнений развивающих тот же навык [1,182]:
- Прослушайте ряд прилагательных и глаголов, назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;
- Назовите значения слов образованных из известных вам элементов, например:
прослушайте ряд речевых формул, назовите ситуации, в которых они могут употребляться;
прослушайте текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста.
Большую роль в развитии прогностических умений играют структурные сигналы: союзы, союзные слова, наречия и т.п.[12, 251]
Тонкости педагогики:
Обучение иностранному языку с использованием компьютерных технологий: мультимедиа комплекс "Linguist"
Язык как средство общения постоянно развивается, меняется структура языка, грамматика, произношение, написание слов, примером могут послужить нововведения в немецком языке, где поменялись правила написания слов, в английском языке практически не используются некоторые формы будущего времени, сущест ...
Поиск путей повышения уровня знаний школьников
Введение всеобщего среднего образования было невозможно без дальнейшего повышения качества обучения. Между тем даже к середине 60-х гг. содержание, методы и приемы обучения в общеобразовательных школах отставали от требований социально-экономического и культурного прогресса общества. Необходимо был ...
Виды интерактивных приемов
Практика создала большое количество методических приемов, с помощью которых учителя права добиваются высоких показателей уровня обученности своих воспитанников. В рамках же интерактивного обучения выделяются отдельные этапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае х ...