Обучение аудированию означает развитие аудитивных навыков и умений при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, т.е. развитие навыков yзнавания и пoнимания слoв, слoвоcочетаний, грамматического oформления лекcических единиц разного уровня в словоcoчетаниях, предложениях и cвязанных текстах.
Мы знаем, что аудирование это скрытая от наблюдения внутренняя деятельность, а значит, составляющим ее действиям необходимо обучать специально, делая их объектом целенаправленного формирования.
Методисты Гальскова Н.Д., и Гез Н.И., подразделяют упражнения для обучения аудированию на подготовительные\ тренировачные и речевые\коммуникативные. [1. 179] Подготовительные упражнение направлены на преодоление психологических и лингвистических трудностей аудирования и на формирование его механизмов. Речевые - управляемая речевая деятельность, которая способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях приближенных к естественному речевому общению.
Рассмотрим систему подготовительных упражнений Н.Д. Гальсковой и Гез Н.И.
Выделяются 5 типов упражнения подготовительного характера:
Это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова, например:
- Прослушайте и повторите несколько пар слов;
- Определите на слух рифмующиеся слова;
- Прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе «+» если предложения одинаковые «-« если предложения разные.
К ним я бы хотела добавить упражнения из системы подготовительных упражнений методиста Филотова [12. С.250]
- Послушайте слова и поднимите руку, если в слове звучит долгий звук;
- Прослушайте несколько предложений и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение;
- Используя сигнальные карточки («.», «?», «!»), определите тип предложения;
- Прослушайте слова и выберите те, которые соответствуют картинке;
Не малую роль играют упражнения в повторении слов, словосочетания, текстов и фраз. В своём исследование Филатов упоминает Р.К. Миньяра-Белоручева, который называет подобные упражнения базовыми, потому что они способствуют отработке важных механизмов аудирования отработке речевого слуха, памяти, артикулирования, вероятностного прогнозирования.[12,c.,250]
Упражнение «снежный ком» направленное на повторении расширяющихся синтагм занимает особое место. Как в системе Гальсковой Н.Д Так и в системе Филатова.
Так как это упражнение направлено на развитие кратковременной и словесно-логической памяти наряду с другими упражнениями того же направления[1, 182]:
- Прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите те из них, которые относятся к одной теме;
- Прослушайте две три короткие фразы, соедините их в одно предложение;
- Прослушайте и повторите за диктором фразы длина которых превышает объем кратковременной памяти.
Среди подготовительных важны упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования:
Филатов относит к ним такие упражнения как[12, 250]:
- Прослушайте начало слов и закончите их;
- Прослушайте начало словосочетаний и закончите их;
- Прослушайте слова к аудиотексту и назовите его тему;
Гальскова Н.Д. выделила другие виды упражнений развивающих тот же навык [1,182]:
- Прослушайте ряд прилагательных и глаголов, назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;
- Назовите значения слов образованных из известных вам элементов, например:
прослушайте ряд речевых формул, назовите ситуации, в которых они могут употребляться;
прослушайте текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста.
Большую роль в развитии прогностических умений играют структурные сигналы: союзы, союзные слова, наречия и т.п.[12, 251]
Тонкости педагогики:
Комплексная система принципов современной дидактики
К числу классических принципов дидактики следует отнести целый ряд устоявшихся в сознании, как учащихся, так и педагогов положений. Трудность в данной ситуации заключается не в самом формулировании этих принципов, но в формировании способов их практической реализации в конкретных педагогических тех ...
Общенаучные методы прогнозирования в педагогике
К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, ан ...
Методологические принципы педагогики
Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках, это: принцип гуманности и демократичности педагогики; принцип социальной обусловленность воспитания; принцип фор ...