Классификация алалии

Алалия - явление неоднородное и по своим механизмам и по своим проявлениям и по степени выраженности речевого недоразвития. Поэтому при составлении классификаций алалии используют разные критерии и разные подходы к ее изучению. (см [1])

Так А. Либман (1925) по патогенетическому принципу выделил 4 формы алалии:

моторную слухонемоту;

сенсорную слухонемоту;

сенсомоторную слухонемоту;

переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.

Р.Е. Левина предлагает психологическую классификацию и выделяет следующие формы алалии:

акустическая алалия, обусловленная неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием;

оптическая алалия, связана с нарушением зрительного (предметного) восприятия

алалия, обусловленная нарушением психической активности.

В.К. Орфинская разработала лингвистическую классификацию, которая основана на ведущем типе нарушения языковых систем и выделила две формы моторной, две формы сенсорной, две формы смешанной алалии; моторно-синтаксическую, моторно-симантическую, оптическую, амнестическую и морфологическую формы алалии.

Лингвистических подходов при классификации алалии придерживаются В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович.

Они под экспрессивной алалией понимают языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования.

Е.Ф. Соботович выделяет алалии с преимущественными нарушениями парадигматической или синтагматической систем языка.

По степени тяжести алалия может проявляться различно: от простой словесной неловкости до полного отсутствия речи. В одних случаях ребенок к 5-6 годам начинает говорить, в других - при отсутствии специального обучения - он совершенно не способен пользоваться разговорной речью.

По наличию у детей нервно-психологических расстройств алалию разделяют на две формы: осложненную и неосложненную этими расстройствами.


Тонкости педагогики:

Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы
Преподаватель является ключевой фигурой педагогического процесса высшей школы, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе его профессиональной подготовки. Преподаватель – в широком смысле слова – работник высшей, средней специальной или общеобразовательной школы, препод ...

Динамика совершенствования навыков чтения у младших школьников
Контрольный эксперимент Цель этого этапа: востребовать с учащихся достаточность сформированности умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения. В ходе эксперимента мы хотели выяснить: научились ли 30% учащихся правильно, осознанно читать. Для этого были проведены след ...

Психофизиологические особенности учащихся 5–6 классов
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени, ступень психического развития. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени – характером воспитания, особенностями деятельности ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru