Алалия - явление неоднородное и по своим механизмам и по своим проявлениям и по степени выраженности речевого недоразвития. Поэтому при составлении классификаций алалии используют разные критерии и разные подходы к ее изучению. (см [1])
Так А. Либман (1925) по патогенетическому принципу выделил 4 формы алалии:
моторную слухонемоту;
сенсорную слухонемоту;
сенсомоторную слухонемоту;
переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.
Р.Е. Левина предлагает психологическую классификацию и выделяет следующие формы алалии:
акустическая алалия, обусловленная неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием;
оптическая алалия, связана с нарушением зрительного (предметного) восприятия
алалия, обусловленная нарушением психической активности.
В.К. Орфинская разработала лингвистическую классификацию, которая основана на ведущем типе нарушения языковых систем и выделила две формы моторной, две формы сенсорной, две формы смешанной алалии; моторно-синтаксическую, моторно-симантическую, оптическую, амнестическую и морфологическую формы алалии.
Лингвистических подходов при классификации алалии придерживаются В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович.
Они под экспрессивной алалией понимают языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования.
Е.Ф. Соботович выделяет алалии с преимущественными нарушениями парадигматической или синтагматической систем языка.
По степени тяжести алалия может проявляться различно: от простой словесной неловкости до полного отсутствия речи. В одних случаях ребенок к 5-6 годам начинает говорить, в других - при отсутствии специального обучения - он совершенно не способен пользоваться разговорной речью.
По наличию у детей нервно-психологических расстройств алалию разделяют на две формы: осложненную и неосложненную этими расстройствами.
Тонкости педагогики:
Классификация средств обучения
Существует несколько подходов к классификации средств обучения, в основу которых положены признаки, характеризующие определенные стороны их использования в процессе обучения. Основными из них являются характер воздействия на обучаемых; степень сложности изготовления и подготовки к работе; происхожд ...
Организация, содержание и методы опытно-экспериментальной работы по
формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического
воспитания
Работа выполнялась в научно-исследовательской лаборатории «Здоровье» и лаборатории проблем содержания и методов физического воспитания Самарского государственного педагогического университета. В констатирующем эксперименте участвовали учащиеся Самарского областного педагогического лицея, общеобразо ...
Виды интерактивных приемов
Практика создала большое количество методических приемов, с помощью которых учителя права добиваются высоких показателей уровня обученности своих воспитанников. В рамках же интерактивного обучения выделяются отдельные этапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае х ...