Фольклор – это, прежде всего, вполне самостоятельное искусства слова. Однако многообразие функции и связи фольклора (воспитательные, познавательные, мировоззренческие, духовно-нравственные, художественно-эстетические, бытовые, социальные, культурные, психологические) делают его фактом этнографической действительности, важнейшим историко-этнографическим источником.
Человеческая созидательная деятельность санкционировалась не только реальными потребностями, но и ритуалом. В связи с этим воспроизводимая фольклором этнографическая действительность является единством рациональных знаний и иррациональных представлений, сложным переплетением, взаимопроникновением реалистических и мифологических элементов.
Порой фольклор оценивается как «сторонний» источник, из которого могут быть извлечены данные, относящиеся собственно к этнографии, что суживает и объединяет фольклор как явление культуры.
Возможны три вида отношения тувинского фольклора к исторической действительности: 1) сознательное стремление к её изображению; 2) восхождение к ней как основе; 3) невольное её воссоздание.
Один из основных жанров тувинского фольклора - тувинский героический эпос, повествующий о подвигах богатыря в борьбе с чудовищами или иноземными врагами, его поездке к далекой суженой, героическом сватовстве. Сохранился в живой традиции, исполняется распевным речитативом без музыкального сопровождения. Героическим сказаниям свойственны разработанность сюжета и системы эпических персонажей, традиционный фонд мотивов, каноничность поэтики и стиля.
Сказки (тоолдар) по содержанию делятся на волшебные (хуулгаазын), бытовые (анаа) и о животных (дириг амытаннар дугайында); по композиционно-стилевым особенностям - на кумулятивные (дистинчек) и небылицы (баштак тоолдар). В волшебных сказках повествуется о борьбе героя с силами природы, ханами, а также за невесту, наследство и о его победе благодаря чудесным помощникам и различным волшебным предметам. Тематика бытовых сказок: об умном и глупом братьях, бедном старике и богатом хане, ученом парне, странствующем ламе, одиноком рыбаке. В сказках о животных через образы таких персонажей, как заяц, козленок, жеребец-иноходец, лев, волк, раскрываются типичные характеры людей, их недостатки, социальное неравенство.
Мифы (уе-диптиц чугаалары – рассказы о древних временах) объясняют происхождение разнообразных явлений природы и социальной жизни (космогонические, антропогонические, зооморфные, генеалогические, религиозные, топонимические).
В легендах (тоолчургу чугаалар — «сказочные рассказы») фантастически осмысляются события, связанные с прошлым. Наиболее популярны легенды о происхождении отдельных родовых групп (Куулар, Адыг-Тюлюш).
Предания (теегу чугаалар – «исторические рассказы») повествуют о важных исторических событиях и выдающихся личностях (восстание 60 богатырей, Кобдинское сражение, Амыр-Санаа, Шидарван, Самбажык), о заселении отдельными родоплеменными группами территории Тувы.
Песни (ырлар) по функции и условиям бытования делятся на приуроченные и неприуроченные. Среди последних особо выделяется жанр припевки (кожсшык), в которой выражаются различные мысли, чувства, настроения исполнителя.
К обрядовой поэзии относятся благопожелания (йерээлдер), восхваления (макталдар), заклинания (чалбарыглар), проклятия (каргыштар), шаманские призывания (алгыштар), скотоводческие заговоры (мал алзыры, хей-оорга, молдурук алгаары).
Распространены также малые жанры - пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.
Тувинский фольклор исследовали А.К. Калзан, Д.С. Куулар, М.Б. Кенин-Лопсан, О.-К. Дарыма, Ч.Ч. Куулар, Л.В. Гребнев, М.А. Хадаханэ, Г.Н. Курбатский, З.К. Кыргыс, В.Ю. Сузукей, СМ. Орус-оол, З.Б. Самдан, А.С. Донгак, Ж.М. Юша.
Общая характеристика тувинского фольклора. Вопреки тяжёлым условиям существования и нищете тувинцы сохранили и развили художественно-эстетическое чувство, возвышенно-поэтический взгляд на жизнь.
1. Тувинский фольклор - важный элемент духовной, художественной культуры, действенная социально-культурная сила. Создаваемый народом, фольклор в немалой мере формировал интуитивно-материалистическое мировоззрение тувинцев, крепил их нравственно-эстетический "кодекс", исторически образовывал и воспитывал народ. Национальное своеобразие тувинского фольклора определялось, прежде всего, установкой на поэтическое воссоздание духовного облика народа.
Национальное своеобразие фольклора, обусловленное спецификой народной жизни и народного взгляда на жизнь, - одно из слагаемых народности фольклора, "результат исторических судеб каждого народа, его этнического и культурного развития", "национальный вариант общечеловеческой демократической культуры ."
Тонкости педагогики:
Понятие игровых технологий
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошк ...
Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха
дошкольников
Ребенок ХХI века, по мнению академика Н.А.Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: перееданием, гиподинамией, накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая поло ...
Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушения речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные де ...