Тувинский фольклор как факт духовной культуры

Страница 2

2. Особенно ярко оно выступает в поэтике - в языке, мелосе, образности, жанровых формах.

У тувинцев, лишённых устойчивой письменной традиции, фольклор как основная форма выражения народного мировоззрения и самосознания вплоть до недавнего времени играл интегрирующую, национально-консолидирующую роль.

Коллективное в фольклоре в целом преобладает над личным, индивидуальным. Но и индивидуальное начало порой проявлялось ярко. Многое зависело от личности информатора, его таланта, его устремлений, конкретных обстоятельств его жизни, его состояния в момент передачи фольклорного произведения.

К широкой, интенсивной, раскованной импровизации носителя фольклора подводила, располагала сама обстановка исполнения. Соответствующее окружение, слушатели и собиратель, определённым образом относившиеся к нему, как бы заранее задавали ему свою программу, которой информатор, как правило, и следовал. Однако иногда он стремился воплотить и своё, личное отношение к тому-то и тому-то, не всегда и не во всём совпадавшее с отношением коллектива. Определённую роль играл и временной фактор: чем больше пел, играл, рассказывал и т.д. информатор, тем больше он вдохновлялся, тем ярче проявлял своё "я".

Индивидуальное начало могло даже преобладать над коллективным, что мы видели на примере песен эротического содержания из собрания Н.Ф. Катанова вспоминал: "Когда старик Седип по прозвищу Хураган начинал играть на лимби (инструмент, похожий на флейту), меня как будто дёрнет, я начинаю четыре пальца правой руки опускать между пальцами левой и перебирать, чувствую струны лимби, подыгрываю себе и пою".

Тувинский фольклор до сих пор - живое, живущее творчество масс, связанное с различными сторонами вчерашней и сегодняшней жизни народа. И в будни, и в праздники он продолжает выполнять важную социальную функцию, вероятно, более важную, чем выполняет русский фольклор среди местного русского населения. О стойкости тувинской фольклорной традиции свидетельствует, например, широкое и активное бытование загадок. Стали традиционными смотры, фестивали и конкурсы фольклорных ансамблей, семейные концерты, праздник и молодёжные вечера "шагаа", включающие театрализованные представления, народные игры и состязания, занятия народных университетов культуры, посвященные тувинской музыке и фольклору, и т. д. Идёт сложный процесс усвоения тувинского фольклора русскоязычным населением.

Фольклорный материал позволяет судить о некоторых фольклорных жанрах.

Загадки помогали практически познавать и изучать окружающий мир. Загадка являлась также средством развития особой техники мышления, выработки критериев сравнения, сопоставления, отождествления, формой весёлого досуга, испытания мудрости, тайной (условной, иносказательной) речи, связанной с магическими представлениями древности.

Через загадку открывалось многообразие жизненно-предметных связей. Загадковое описание становилось как бы вторым названием предмета (лица, явления), названием не прямым, а косвенным, часто замысловатым, метафорическим, но очень важным, т.к. благодаря ему загадываемый, до конца ещё не понятый предмет (лицо, явление) через какие-то называемые загадкой признаки и качества другого, уже познанного предмета (лица, явления) становился по аналогии, путём сопоставления в один ряд с ним, и тем самым характерные свойства загадываемого предмета (лица, явления) высвечивались чётко и достаточно образно.

Загадки развивали смекалку, творческое воображение и память, расширяли кругозор, учили наблюдать, думать, рассуждать, реально оценивать мир. Загадки приобщали, прежде всего, детей, к поэтической стороне вещного мира, к восприятию словесно-художественной образности и красноречию.

Жизненная конкретика, соответствие пониманию и интересам, как взрослых, так и детей (последнее обстоятельство особенно важно), лёгкая воспринимаемость и запоминаемость, удобное произнесение делали загадку подлинно демократическим жанром. Загадки воспринимают мир непосредственно, чувственно (видят и слышат) и логически (констатируют, свидетельствуют, утверждают, предполагают, рассуждают, ставят вопросы, осуждают), художественно его изображают, живописуют.

Пословицы и поговорки. Основным источником пословиц, безусловно, явились историческая жизнь народа в её многоразличных проявлениях и отстоявшийся в течение веков народный жизненный, трудовой, социально-исторический опыт.

Тувинские пословицы и поговорки, в силу своей жанровой природы, постоянно сбиваются на лирику, информативный материал, как правило, подают в дидактической, декларативной, безапелляционной форме, как неизбежную, закономерную данность, в виде морально-нравственных суждений-оценок (это ярко проявляется, напр., в осуждении бесхозяйственности). Если тувинские загадки, в основном, описывают, то пословицы и поговорки, в основном, оценивают.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Государственный образовательный стандарт
Понятие стандарта (от английского - Standard) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребностям общества. Ста ...

Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта дея ...

Организация обучения детей с алалией
Коррекционную работу с алаликами надо начинать в дошкольном возрасте. Чем больше существует алалия, тем сильнее нарушено развитие ребёнка. Поэтому чем раньше начата работа, тем скорее удаётся обучить ребёнка речи. Объясняется это прежде всего тем, что чем моложе ребёнок, тем меньше замечает он свой ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru