Тувинский фольклор как факт духовной культуры

Страница 3

Тувинские пословицы и поговорки являются лиро-эпическим жанром с явным преобладанием лиризма над эпикой. Не случайно пословицу народ воспринимал как цветок красноречия.

Назидательность пословиц обусловила доминирование вполне реалистических образов и приёмов художественного изображения.

Большинство тувинских пословиц основано на прямом двучленном психологическом параллелизме. В них образы природные, зоологические и социальные, человеческие иногда сближаются по чисто внешнему сходству.

Есть пословицы, утверждающие качественную близость, родство природных и социальных образов. Напр., в пословицах "птица гнездо, бережёт, человек - детей", "на ветвистом дереве птицы гнездятся, в доброй юрте народ собирается" образы птицы (птиц) и человека (народа) объединены общими идеями родительской любви, добрососедства и гостеприимства.

Иногда, правда, значительно реже, образы природные или социальные, или природные и социальные не только не сближаются, но и резко противопоставляются друг другу по принципу отрицательного параллелизма: "верблюд старится - верблюжонок растёт", "трудолюбивому - почёт, ленивому - насмешки", "близки вершины двух гор, а не сойдутся; далеко два человека, а встретятся".

Пословичный параллелизм всегда чётко оформлен синтаксически. Многие пословицы делятся на две части, состоят из двух парных строк-стихов. Первая часть (первый член параллелизма), как правило, описывает природный образ, а вторая (второй член параллелизма) - социальный. Напр.: «Собака укусит - кровь польётся, сплетник оговорит - слёзы польются».

Подлинный, обобщающий смысл первая часть пословицы приобретает только в сочетании со второй. Художественная убедительность второй, главной части, содержащей законченное суждение социального плана, усиливается природными образами первой части. Сливаясь, первая и вторая части образуют идейно-синтаксическое целое.

Сугубо тувинской образностью отличаются и обычные для пословиц тропы, напр., гипербола ("правда с ноготок гору лжи победит"), аллегория ("рога перегоняют уши, хоть и вырастают позже"), метафора ("кичливый человек невышитых сапогов-идиков не стоит"), сравнение ("сам, как крошка, чванством, как великан").

Для поэтического синтаксиса тувинских пословиц характерно употребление сопоставляемых грамматических форм в назывательном (именительном) падеже, что придаёт суждению особую точность и выразительность: "красноречие - у меня, цветок - на земле", "злость, что шило, скупость, что путы". Поговорки часто начинаются вводным словосочетанием "дээн ышкаш" - так сказать, напр.: "так сказать, у неубитого медведя шкуру поделили". Богата и разнообразна пословичная рифма (начальная, внутренняя, конечная), основанная на аллитерации и тавтологии.

Аналитическое, именно историко-этнографическое описание пословиц и поговорок невозможно без их правильного, научно точного понимания. Утверждение как будто бы само собой разумеющихся, прописных истин заставляет задуматься и найти потаённый смысл пословицы. Напр., в пословице "человеком становятся с детства" речь идёт не столько о физическом росте, сколько о социальном взрослении человека.

Однако при описании пословиц и поговорок подчас приходится, абстрагируясь от главного, обобщённо-метафорического содержания, принимать во внимание, прежде всего, их первоначальный, буквальный, реалистически конкретный смысл. Тогда, напр., в пословице об опытном человеке, не допускающем ошибок в жизни и работе.

Тувинские пословицы и поговорки делятся на 6 тематических групп: о природе, человеке, быте, семье, хозяйстве и собственно духовной культуре.

Песни. Большинство тувинских народных песен отличают полная стиховая структура и протяжная мелодия, что и определило соответствующую терминологию: "узун, суук ыры" - протяжные песни, "узун, суук аялга" - протяжный напев.

У каждого жанра своя специфика, свои разнообразные средства поэтической выразительности и особые формы художественного выражения этнографизма. Несомненно, выражению этнографизма определённым образом содействовала и музыкально-песенная форма.

В загадках, пословицах и поговорках чётко выявляются вполне самостоятельные тематические группы. В песнях подобная систематизация просто невозможна, т.к. почти каждая отдельно взятая песня одновременно заключает в себе, вследствие содержательного полифонизма, различные элементы, напр., природные, социальные, любовные, часто бытовые и прочие. Иногда эти элементы представлены в песне одинаково выразительно, иногда неравномерно, с разной художественной силой.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Цели воспитания
Цели воспитания в современных условиях могут быть сформулированы следующим образом: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности – это воспитание и формирование такой личности, которая сочетает в себе физическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту, рационально проявляет св ...

Методика обучения чтению на различных этапах школы
В отечественной методике вопросы обучения чтению всегда занимали особое место. Во все периоды социально – политического развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значения чтения, но неизменным и очевидным остается факт, что именно искусство чтения является систе ...

Математическое мышление
Обычно, говоря о развитии мышления в процессе обучения математике, этот вопрос сводят к развитию математического мышления. Конечно это верно, т. к. естественно, что в процессе обучения математике следует в первую очередь беспокоиться не вообще о развитии мышления, а именно в развитии специфического ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru