Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"

Современная педагогика » Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"

Страница 1

Последняя половина XX в. характеризовалась резким увеличением объема общественного производства в мире (в 7 раз с 1950 по 1990 гг.), развитием вычислительной техники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих, наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в истории человечества, возникло постиндустриальное общество с высоким уровнем интеллектуальной составляющей труда — "белых воротничков", которое пришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства — обществу "синих воротничков". Резкое увеличение объема используемой информации привело к созданию информационного мира.

В 1976 г. появилась первая ПЭВМ, а в 1978 г. — первые компакт-диски и лазерный плеер; в 1983 г. — сотовый телефон. Эти достижения вычислительной и лазерной техники доступны сейчас каждому. Так, мобильной связью в 2006 г. пользовались 2,7 млрд. человек, а Интернетом - более 1 млрд.

Все большее число людей связано с обработкой информации с помощью ЭВМ: в США — более 80% трудоспособного населения, в странах Западной Европы и Японии — более 70%, в России в 1995 г. -55%. ЭВМ служит инструментом решения возникающих практических задач.

Быстрая смена технологий требует соответствующей перестройки профессиональной подготовки работников, которые в течение своей трудовой жизни должны менять направление деятельности, получая высокую квалификацию в применении новых технологий. Однако лишь 5% экономически активного населения России может быть отнесено к категории специалистов с высшей квалификацией. В ФРГ доля таких специалистов составляет 56%, в США-43% [1, с. 3].

Появление новых технологий, для реализации которых разрабатывается покое оборудование, отодвинуло технику на второй план. Необходимость освоения технологических знаний о преобразовании материалов, энергии и информации привело к появлению новой образовательной области (предмета) "Технология" в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира в качестве обязательной дисциплины.

В 1992 г. Временный трудовой коллектив "Технология" (рук. Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симопеико), созданный Минобразования РФ, разработал Концепцию, а позднее и программу "Технология. Трудовое обучение. I—IV, V—XI классы", неоднократно издававшуюся с 1996 по 2006 гг. общим тиражом 140 тыс. экземпляров. В 1993 г. образовательная область "Технология" была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Созданы учебники, разработаны другие методические материалы для всех классов.

С 1994 г. в нашей стране проводятся международные конференции по технологическому образованию школьников и подготовке учителей технологии. В 1997 и 2001 гг. лучшие из них стали "Учителями года России".

В концепции образовательной области "Технология" отмечалось, что основной целью одноименного предмета является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, к овладению массовыми профессиями. Это предполагает: а) развитие способностей обучаемых к созидательной, преобразующей и творческой деятельности при решении практических задач; б) формирование у них знаний и умений при освоении разнообразных способов и средств использования материалов, энергии, информации с учетом социальных, экономических и экологических последствий; в) приобщение учащихся к самостоятельному решению проблемы жизненного и профессионального самоопределения.

Выделим направления, ориентированные на выполнение следующих задач:

политехническое (правильнее сказать "политехнологическое" [2, с. 7]) развитие молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетом экономических, экологических и предпринимательских знаний;

творческое, эстетическое развитие — создание проектов и их выполнение в процессе художественной обработки материалов и изделий;

общетрудовая и жизненно необходимая подготовка — овладение умениями и навыками, включая культуру труда, поведения и бесконфликтного общения, в том числе для быта и домашних работ;

изучение мира профессий — приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе выбора пути профессионального самоопределения;

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Анатомо-физиологический аспект алалии
При алалии происходит недоразвитие или запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Это приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основны ...

Сущность здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания
Физическое развитие школьников включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. Наряду с осуществлением физического развития о ...

Сущность социально-педагогического сопровождения
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10—15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействии специали ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru