Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"

Современная педагогика » Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"

Страница 1

Последняя половина XX в. характеризовалась резким увеличением объема общественного производства в мире (в 7 раз с 1950 по 1990 гг.), развитием вычислительной техники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих, наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в истории человечества, возникло постиндустриальное общество с высоким уровнем интеллектуальной составляющей труда — "белых воротничков", которое пришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства — обществу "синих воротничков". Резкое увеличение объема используемой информации привело к созданию информационного мира.

В 1976 г. появилась первая ПЭВМ, а в 1978 г. — первые компакт-диски и лазерный плеер; в 1983 г. — сотовый телефон. Эти достижения вычислительной и лазерной техники доступны сейчас каждому. Так, мобильной связью в 2006 г. пользовались 2,7 млрд. человек, а Интернетом - более 1 млрд.

Все большее число людей связано с обработкой информации с помощью ЭВМ: в США — более 80% трудоспособного населения, в странах Западной Европы и Японии — более 70%, в России в 1995 г. -55%. ЭВМ служит инструментом решения возникающих практических задач.

Быстрая смена технологий требует соответствующей перестройки профессиональной подготовки работников, которые в течение своей трудовой жизни должны менять направление деятельности, получая высокую квалификацию в применении новых технологий. Однако лишь 5% экономически активного населения России может быть отнесено к категории специалистов с высшей квалификацией. В ФРГ доля таких специалистов составляет 56%, в США-43% [1, с. 3].

Появление новых технологий, для реализации которых разрабатывается покое оборудование, отодвинуло технику на второй план. Необходимость освоения технологических знаний о преобразовании материалов, энергии и информации привело к появлению новой образовательной области (предмета) "Технология" в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира в качестве обязательной дисциплины.

В 1992 г. Временный трудовой коллектив "Технология" (рук. Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симопеико), созданный Минобразования РФ, разработал Концепцию, а позднее и программу "Технология. Трудовое обучение. I—IV, V—XI классы", неоднократно издававшуюся с 1996 по 2006 гг. общим тиражом 140 тыс. экземпляров. В 1993 г. образовательная область "Технология" была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Созданы учебники, разработаны другие методические материалы для всех классов.

С 1994 г. в нашей стране проводятся международные конференции по технологическому образованию школьников и подготовке учителей технологии. В 1997 и 2001 гг. лучшие из них стали "Учителями года России".

В концепции образовательной области "Технология" отмечалось, что основной целью одноименного предмета является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, к овладению массовыми профессиями. Это предполагает: а) развитие способностей обучаемых к созидательной, преобразующей и творческой деятельности при решении практических задач; б) формирование у них знаний и умений при освоении разнообразных способов и средств использования материалов, энергии, информации с учетом социальных, экономических и экологических последствий; в) приобщение учащихся к самостоятельному решению проблемы жизненного и профессионального самоопределения.

Выделим направления, ориентированные на выполнение следующих задач:

политехническое (правильнее сказать "политехнологическое" [2, с. 7]) развитие молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетом экономических, экологических и предпринимательских знаний;

творческое, эстетическое развитие — создание проектов и их выполнение в процессе художественной обработки материалов и изделий;

общетрудовая и жизненно необходимая подготовка — овладение умениями и навыками, включая культуру труда, поведения и бесконфликтного общения, в том числе для быта и домашних работ;

изучение мира профессий — приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе выбора пути профессионального самоопределения;

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Защитные механизмы личности
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. 1) Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезн ...

Обследование детей младшего школьного возраста – констатирующий этап эксперимента
Задачи констатирующего этапа: диагностика психических процессов обследование моторики и письма В ходе констатирующего эксперимента было проведено обследование устной речи, письменной речи и диагностика уровня развития психологической базы речи детей младшего школьного возраста. Изучение психологиче ...

Принципы построения интегрированного курса
Очевидно, что интегрированный курс для начального этапа может иметь гораздо более широкое распространение, чем для продвинутого этапа, поэтому его разработка является первоочередной задачей. Она требует соблюдения таких принципов, как: минимизация, учет региональной специфики, отбор регионально зна ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru