Формирование гуманистических ориентаций

Страница 1

Система гуманистических ценностей – важнейший компонент культуры и культурной жизни. Она возвышает человека, приобщает его к миру духовности. Благодаря гуманистическим ценностям человеческое существование выходит за рамки материальных потребностей и интересов, за рамки того, что необходимо для жизни, и того, что выгодно, удобно, эффективно в данный момент времени. Именно благодаря приобщению к миру ценностей, жизнь отдельного человека приобретает смысл.

Личностные ценности представляют внутренний мир человека, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного. Формируясь, как и потребности, В индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, кроме динамических аспектов самого индивидуального опыта, инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом.

Анализ литературных источников, опыта практической деятельности позволяют утверждать, что главными несущими элементами системы отношений человека к социальному миру служат гуманистические ценностные ориентации. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований и экспектаций, задают критерии, используемые для оценки общества, регулируют поведение человека, определяя стратегию социальной жизни личности. Поэтому очевидно, что изучение структуры гуманистических ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития выступают объектом социально-педагогического исследования. Тем более это важно для определения системы ценностей молодого поколения в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе дать описание того «ядра», которое объединяет внутри себя основные идеи, представления, эмоции.

Гуманистические ценностные ориентации – это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, выражая общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.

Гуманистические ценностные ориентации в нашем исследовании определяются как интегрирующее звено в структуре личности, через которое снимаются противоречия субъект объектных отношений, благодаря познанию окружающего мира и своей собственной сущности. Как духовно и социально детерминированная система, гуманистические ценностные ориентации составляют основу активности личности и являются механизмом самоорганизации ее внутреннего мира, самоопределения и самореализации личности.

Как отмечают педагоги и искусствоведы, формирование и развитие гуманистических ценностных ориентаций является особенно важным в юношеском возрасте, т.к. в этот период происходит становление ценностей, определяющих смысл жизни взрослого человека.

В рамках задач нашего исследования мы исходим из понимания гуманистических ценностных ориентаций как интегрального свойства личности, объединяющего в своей структуре мысли, чувства, переживания, готовность к действию.

Гуманистические ценностные ориентации формируются в деятельности учащихся, включенных в организуемый воспитательный процесс, как проявление субъективности в формах нравственной активности и самостоятельности школьников. Для гуманистических ценностных ориентаций характерно, что они возникают не только при наличии объекта, но сами «заставляют» личность искать объект ценностей. Как результат осознания личностью этих ценностей возникают мотивы, выступающие как психологическая причина поведения.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Изготовление нестандартного оборудования
Складная наклонная скамья. Трансформируемое изделие, для жима лежа - наклонная скамейка. Она состоит из двух плоскостных элементов, соединенных между собой рояльной петлей. Каждый из этих элементов скамьи снабжен. Ножками. Парные ножки П. - образной формы различной величины (40-50 см и 15-20 см) об ...

Трудовое обучение и воспитание в школе: их эффективность
Конструктивные принципы трудового обучения и воспитания в советской школе еще с конца 20-х гг. подверглись деформации и искажению. В условиях командно-административной системы как в теории, так и особенно на практике был осуществлен отход от прогрессивной концепции соединения обучения с производите ...

Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью
Методика состоит из 9 разделов. (Карта обследования см. Приложение №2). 1 – й этап направленный на исследование звукопроизносительной стороны речи и включает в себя 5 проб. Все звуки разделены на 5 групп: 1 группа – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь; 5 – другие ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru