Формирование гуманистических ориентаций

Страница 1

Система гуманистических ценностей – важнейший компонент культуры и культурной жизни. Она возвышает человека, приобщает его к миру духовности. Благодаря гуманистическим ценностям человеческое существование выходит за рамки материальных потребностей и интересов, за рамки того, что необходимо для жизни, и того, что выгодно, удобно, эффективно в данный момент времени. Именно благодаря приобщению к миру ценностей, жизнь отдельного человека приобретает смысл.

Личностные ценности представляют внутренний мир человека, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного. Формируясь, как и потребности, В индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, кроме динамических аспектов самого индивидуального опыта, инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом.

Анализ литературных источников, опыта практической деятельности позволяют утверждать, что главными несущими элементами системы отношений человека к социальному миру служат гуманистические ценностные ориентации. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований и экспектаций, задают критерии, используемые для оценки общества, регулируют поведение человека, определяя стратегию социальной жизни личности. Поэтому очевидно, что изучение структуры гуманистических ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития выступают объектом социально-педагогического исследования. Тем более это важно для определения системы ценностей молодого поколения в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе дать описание того «ядра», которое объединяет внутри себя основные идеи, представления, эмоции.

Гуманистические ценностные ориентации – это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, выражая общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.

Гуманистические ценностные ориентации в нашем исследовании определяются как интегрирующее звено в структуре личности, через которое снимаются противоречия субъект объектных отношений, благодаря познанию окружающего мира и своей собственной сущности. Как духовно и социально детерминированная система, гуманистические ценностные ориентации составляют основу активности личности и являются механизмом самоорганизации ее внутреннего мира, самоопределения и самореализации личности.

Как отмечают педагоги и искусствоведы, формирование и развитие гуманистических ценностных ориентаций является особенно важным в юношеском возрасте, т.к. в этот период происходит становление ценностей, определяющих смысл жизни взрослого человека.

В рамках задач нашего исследования мы исходим из понимания гуманистических ценностных ориентаций как интегрального свойства личности, объединяющего в своей структуре мысли, чувства, переживания, готовность к действию.

Гуманистические ценностные ориентации формируются в деятельности учащихся, включенных в организуемый воспитательный процесс, как проявление субъективности в формах нравственной активности и самостоятельности школьников. Для гуманистических ценностных ориентаций характерно, что они возникают не только при наличии объекта, но сами «заставляют» личность искать объект ценностей. Как результат осознания личностью этих ценностей возникают мотивы, выступающие как психологическая причина поведения.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Понятие «интеллект», «интеллектуальные способности», «информационные технологии», их сущность и содержание
Понятие «интеллект», как и многие другие понятия совре­менной науки, имело длительную историю, — пишет В.П.Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера «Продуктивное мыш­ление». — Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие его современному употре ...

Применение нестандартного оборудования на уроках физической культуры
Нестандартное оборудование - это оборудование, сделанное собственными руками из списанного инвентаря и подручных средств. Волейбол При дефиците материального обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием большое значение приобретают умения и навыки учителя физической культуры модернизировать ст ...

Понятие и сущность инноваций в образовании
Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в ОУ [18, С.107]. Предн ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru