Формирование гуманистических ориентаций

Страница 1

Система гуманистических ценностей – важнейший компонент культуры и культурной жизни. Она возвышает человека, приобщает его к миру духовности. Благодаря гуманистическим ценностям человеческое существование выходит за рамки материальных потребностей и интересов, за рамки того, что необходимо для жизни, и того, что выгодно, удобно, эффективно в данный момент времени. Именно благодаря приобщению к миру ценностей, жизнь отдельного человека приобретает смысл.

Личностные ценности представляют внутренний мир человека, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного. Формируясь, как и потребности, В индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, кроме динамических аспектов самого индивидуального опыта, инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом.

Анализ литературных источников, опыта практической деятельности позволяют утверждать, что главными несущими элементами системы отношений человека к социальному миру служат гуманистические ценностные ориентации. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований и экспектаций, задают критерии, используемые для оценки общества, регулируют поведение человека, определяя стратегию социальной жизни личности. Поэтому очевидно, что изучение структуры гуманистических ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития выступают объектом социально-педагогического исследования. Тем более это важно для определения системы ценностей молодого поколения в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе дать описание того «ядра», которое объединяет внутри себя основные идеи, представления, эмоции.

Гуманистические ценностные ориентации – это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, выражая общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.

Гуманистические ценностные ориентации в нашем исследовании определяются как интегрирующее звено в структуре личности, через которое снимаются противоречия субъект объектных отношений, благодаря познанию окружающего мира и своей собственной сущности. Как духовно и социально детерминированная система, гуманистические ценностные ориентации составляют основу активности личности и являются механизмом самоорганизации ее внутреннего мира, самоопределения и самореализации личности.

Как отмечают педагоги и искусствоведы, формирование и развитие гуманистических ценностных ориентаций является особенно важным в юношеском возрасте, т.к. в этот период происходит становление ценностей, определяющих смысл жизни взрослого человека.

В рамках задач нашего исследования мы исходим из понимания гуманистических ценностных ориентаций как интегрального свойства личности, объединяющего в своей структуре мысли, чувства, переживания, готовность к действию.

Гуманистические ценностные ориентации формируются в деятельности учащихся, включенных в организуемый воспитательный процесс, как проявление субъективности в формах нравственной активности и самостоятельности школьников. Для гуманистических ценностных ориентаций характерно, что они возникают не только при наличии объекта, но сами «заставляют» личность искать объект ценностей. Как результат осознания личностью этих ценностей возникают мотивы, выступающие как психологическая причина поведения.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Воспитание культуры математического мышления
Математическое мышление, которое должно быть сформировано у учащихся в процессе обучения математике, является основной частью общей культуры мышления, воспитание которой есть важнейшая задача общего образования. Математический стиль мышления в наиболее яркой форме выражает научно-теоретический стил ...

Личность педагога
Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения. Многие педагоги утверждают, ч ...

Включенность личности в творческий коллектив
Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию. В социальной п ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru