Рассмотрим динамику и один из подходов к заболеванию, т.е., что первично и что вторично. В дошкольном возрасте основным проявлением СДВГ является гиперактивность. Такие дети бесцельно склоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей.
О наличии у ребенка СДВГ, прежде всего, заставляет задуматься отсутствие целенаправленности поведения. В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности.
Стойкость проявлений заболевания, чаще отмечается в том случае, если стили поведения родителей характеризуются как жесткие и негибкие - регидные («ежовые рукавицы, золушка»), без плавного перехода с одного стиля воспитания на другой. Это крайности доведённые до абсурда - как следствие эмансипации, компенсации материнских амбиций (стремление властвовать), алкоголизации, авторитарности, падения нравов, а также наследственность и генетические факторы, перинатальные и постнатальные инфекции, нейроинтоксикация. В противовес этим стилям можно выделить гармоничный стиль воспитания. Это та категория родителей, которые умеют гибко переходить от непосредственного общения с ребёнком к деловому, от команды к подчинению, могут достаточно мобильно перестраиваться и, главное, приобщены к Церкви. Гармонично развитая личность характеризуется достаточно гибким стилем и незастреваемым мышлением, эмоциональной устойчивостью, подвижностью и переключаемостью мыслительных и ассоциативных процессов, ассоциации достаточно мобильны и быстро переключаются с одного предмета на другой.
Отличие ребёнка регидного и гармоничного: регидный ребёнок может застрять на каком-то предмете, особенно, если делает ошибки, и прямолинейно думать только в этом направлении, не может двигаться дальше, он инертен, не может переключиться, не чувствует перспективу; гармоничный - может отвлечься, абстрагироваться и плавно перейти на другое занятие, чувствует перспективу, сознание более расширено. При регидном стиле воспитания со стороны родителей обычны придирки: «ты меня не послушал, значит не уважаешь родителей», такой стиль надо избегать. При гармоничном стиле- гибкий отход: «ты меня не послушал, значит у тебя проблемы, ничего страшного, давай разберёмся», вот к такому стилю воспитания надо стремиться, т.к. изначально, при таком стиле ребёнок не будет страдать СДВГ.
Частым сопутствующим расстройством в этом возрасте являются специфические расстройства развития речи (СРРР), их ещё называют расстройства артикуляции речи. У таких детей наряду с СДВГ ещё наблюдается и задержка речевого развития, это логопедический диагноз, при котором дети для своего возраста не успевают овладеть навыками речи, не выговаривают буквы, плохо дифференцируют глухие и звонкие, гласные и согласные. Всё это в следствие того, что в клинической структуре ребёнка наблюдается импульсивность, невнимательность, повышенная отвлекаемость. Эти симптомы мешают полноценно заниматься в саду, в школе, осваивать навыки чтения, письма.
Для всех типов СДВГ характерно преобладание расстройств развития экспрессивной (активной, предложения) речи, но наиболее часто данное расстройство сочетается с СДВГ комбинированного типа. Для детей с СДВГ с преобладанием невнимательности в большей степени, чем для других типов СДВГ, характерны расстройства рецептивной речи. Для детей с СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности наиболее характерны нарушения артикуляции и умеренные нарушения экспрессивной речи. Диагноз СДВГ присущ современному молодому поколению, раньше его не было. Американские психиатры этот диагноз изучили достаточно хорошо, т.к. у них был и прошёл пик таких детей и, естественно, больше исследований; у нас только в разработке- пик только начинается. Пик проявления основных симптомов при СДВГ относится к младшему школьному возрасту, но так как обучающие программы присутствуют и в дошкольных образовательных учреждениях то основные паттерны (модели) поведения школьного возраста видны уже в 5 лет. В этом возрасте проявляется проблема сохранения устойчивого внимания или неспособность продолжать выполнение задания, пока оно не будет выполнено до конца. Если эту проблему не корректировать, то далее она проявится как подростковая разбросанность интересов, а источник её- СДВГ. Продолжим анализ динамики проявления симптомов СДВГ.
Тонкости педагогики:
Организация констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида г. Шатура Московской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса (начало обучения). Учащиеся, участвующие в констатирующем эксперименте, имеют умственную отсталость в степени дебильно ...
Народная мудрость на страницах «Поднятой целины»
Начиная разговор об отражении народной мудрости в романе, отметим ряд пословиц, воссоздающих картину коллективизации в Гремячем: «Тит да Афанас, разымите нас». (58) «У нас именья — одни каменья». (69) «Пройдет сев, и толкач муку покажет». (134) «Хучь сову об пенек, хучь пеньком сову, а все одно сов ...
Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...