Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить изменение уровня развития творческого воображения детей с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры".
Тест креативности.
Цель: определить, насколько сильно изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующих экспериментов.
Оборудование: бланк N1 (см. Приложение N1)
Ход занятия:
Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте.
Обработка результатов (см. Приложение N4).
В результате проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе детей отмечается 12 оригинальных изображений, в то время, как в контрольной группе только три оригинальных изображения. Это свидетельствует о том, что после проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе показатели уровней развития воображения детей существенно изменились в сторону повышения. При этом в контрольной группе, с которой не проводилось специальных занятий по развитию воображения дошкольников, существенных изменений уровней развития воображения не произошло.
Следовательно, проведенное диагностическое задание и его анализ показали, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели - 12 оригинальных изображений, а, следовательно, уровень развития творческого воображения у детей повысился.
Результаты исследования произвольности и образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы представлены в Таблице 5.
Таблица 5. Результаты диагностики детей из экспериментальной группы
Порядковый номер ребенка |
Баллы по Методике "Домик" |
Баллы по Методике "Лишний предмет" |
1 |
2 |
5 |
2 |
1 |
6 |
3 |
1 |
5 |
4 |
1 |
6 |
5 |
1 |
6 |
6 |
1 |
6 |
7 |
1 |
5 |
8 |
0 |
5 |
9 |
0 |
5 |
10 |
2 |
4 |
11 |
1 |
5 |
12 |
1 |
5 |
13 |
2 |
5 |
14 |
1 |
6 |
15 |
1 |
6 |
В результате проведенной диагностики было выявлено, что практически у всех детей из экспериментальной группы отмечаются хорошее развитие произвольности внимания и образно-логического мышления. Следует отметить, что при выполнении заданий практически все дети из экспериментальной группы с удовольствием отвечали на вопросы, чувствовали себя спокойно, уверенно.
В то же время один мальчик перед выполнением методики ребенок испугался, что не справится с заданием. Благодаря подбадриванию со стороны психолога мальчик сразу согласился выполнить упражнение. Во время работы у Димы проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.
Затем нами была проведена диагностика с использованием указанных выше методик старших дошкольников из контрольной группы. Результаты этой работы представлены в Таблице 6.
Таблица 6. Результаты диагностики дошкольников из контрольной группы
Порядковый номер ребенка |
Баллы по Методике "Домик" |
Баллы по Методике "Лишний предмет" |
1 |
3 |
4 |
2 |
1 |
6 |
3 |
2 |
5 |
4 |
1 |
4 |
5 |
3 |
5 |
6 |
1 |
5 |
7 |
4 |
5 |
8 |
2 |
4 |
9 |
2 |
3 |
10 |
3 |
4 |
11 |
1 |
4 |
12 |
4 |
5 |
13 |
2 |
4 |
14 |
3 |
5 |
15 |
1 |
3 |
Тонкости педагогики:
Психолого-педагогические особенности младших подростков
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физ ...
Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"
Последняя половина XX в. характеризовалась резким увеличением объема общественного производства в мире (в 7 раз с 1950 по 1990 гг.), развитием вычислительной техники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих, наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в исто ...
Психофизиологические особенности учащихся 5–6 классов
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени, ступень психического развития. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени – характером воспитания, особенностями деятельности ...