Долгие годы социализация личности не обострялась проблемой поколений. Каждый представитель нового поколения должен был приобщаться к тем ценностям, идеалам, знаниям, умениям, которые вырабатывались его предками. Основным критерием деятельности и поведения был принцип: "Так поступали твои деды и отцы, поэтому ты должен поступать также". Проблема поколения не могла возникнуть в этих условиях, как проблема, выходящая за границы технологии передачи накопленного социумом опыта.
В традиционном и стабильном обществе прошлое было схемой будущего. Старшее поколение воплощало в себе мудрость времени, владело всем комплексом знаний и младшие осваивали их в том же объёме, не сомневаясь в их важности и полезности. Новая ситуация требует особенной гибкости, взаимной терпимости к различиям, умения сохранять связь времён, не отторгая прошлого как слишком старого, но и не пренебрегая новым, как недостойным. Иначе разрыв и конфликт между поколениями становиться неизбежным, общество резко разделяется по возрастным группам. Чтобы избежать этого, в социокультурных отношениях необходима взаимная, а не односторонняя терпимость, способствующая диалогу. Преемственность поколений является законом социокультурного развития, поэтому все общественные педагогические и личные усилия должны быть направлены на гармонизацию и диалог поколений. В период обновления общества одной из важнейших воспитательных задач должно быть сохранение преемственности поколений на основе национальных традиций, представлений об идеале гражданина своей страны. Основой преемственности поколений является духовность человека. А духовность – это свойство души, состоящее в бережном отношении, хранении и передачи новым поколениям общечеловеческих ценностей [2, с.8]. Именно сегодня общество переживает регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег, мишенью деструкции становятся история, культура, язык. В такой ситуации важно не допустить потерю у подростков интереса к отечественной истории, культуре, традициям, приобщать их к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославившихся героическими подвигами. Традиционная народная культура гуманистичная и демократична по своей сущности, обладает высоким воспитательным потенциалом, ядром её является идеал нравственного человека. Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, которая уважается и почитается. В труде люди общаются друг с другом, постепенно складывается система норм взаимоотношений, на первое место выдвигается взаимопомощь, дружба, любовь. Идеал человека образно выкристаллизовывается в народных пословицах поговорках, являющихся своеобразными педагогическими миниатюрами. Сказки, песни, афоризмы, героический эпос, изделия народных промыслов становятся наиважнейшим средством обучения и нравственного воспитания. Во всех этих видах народного творчества воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, человеческие добродетели, высмеиваются пороки [1, с.11].
Тонкости педагогики:
Перспективы развития
дошкольного образования в России
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. Необходимая предпосылка общедоступности качественного об ...
Формирование связной речи в онтогенезе
Изучением развития речи у детей дошкольников занимались известные ученые и практические работники, работники - педагоги, методисты: Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и д.р. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общ ...
Современное состояние дошкольного образования для детей с нарушением слуха
в Красноярском крае
Если проследить путь создания учреждений специального дошкольного образования, то можно сделать вывод, что на территории Красноярского края он начался в 20-е гг. XX в. Это были первые школы, а иногда и классы при школах. В работах Брунова Б.П. указывается, что государственное обучение детей с откло ...