Нравственность и народные традиции

Долгие годы социализация личности не обострялась проблемой поколений. Каждый представитель нового поколения должен был приобщаться к тем ценностям, идеалам, знаниям, умениям, которые вырабатывались его предками. Основным критерием деятельности и поведения был принцип: "Так поступали твои деды и отцы, поэтому ты должен поступать также". Проблема поколения не могла возникнуть в этих условиях, как проблема, выходящая за границы технологии передачи накопленного социумом опыта.

В традиционном и стабильном обществе прошлое было схемой будущего. Старшее поколение воплощало в себе мудрость времени, владело всем комплексом знаний и младшие осваивали их в том же объёме, не сомневаясь в их важности и полезности. Новая ситуация требует особенной гибкости, взаимной терпимости к различиям, умения сохранять связь времён, не отторгая прошлого как слишком старого, но и не пренебрегая новым, как недостойным. Иначе разрыв и конфликт между поколениями становиться неизбежным, общество резко разделяется по возрастным группам. Чтобы избежать этого, в социокультурных отношениях необходима взаимная, а не односторонняя терпимость, способствующая диалогу. Преемственность поколений является законом социокультурного развития, поэтому все общественные педагогические и личные усилия должны быть направлены на гармонизацию и диалог поколений. В период обновления общества одной из важнейших воспитательных задач должно быть сохранение преемственности поколений на основе национальных традиций, представлений об идеале гражданина своей страны. Основой преемственности поколений является духовность человека. А духовность – это свойство души, состоящее в бережном отношении, хранении и передачи новым поколениям общечеловеческих ценностей [2, с.8]. Именно сегодня общество переживает регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег, мишенью деструкции становятся история, культура, язык. В такой ситуации важно не допустить потерю у подростков интереса к отечественной истории, культуре, традициям, приобщать их к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославившихся героическими подвигами. Традиционная народная культура гуманистичная и демократична по своей сущности, обладает высоким воспитательным потенциалом, ядром её является идеал нравственного человека. Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, которая уважается и почитается. В труде люди общаются друг с другом, постепенно складывается система норм взаимоотношений, на первое место выдвигается взаимопомощь, дружба, любовь. Идеал человека образно выкристаллизовывается в народных пословицах поговорках, являющихся своеобразными педагогическими миниатюрами. Сказки, песни, афоризмы, героический эпос, изделия народных промыслов становятся наиважнейшим средством обучения и нравственного воспитания. Во всех этих видах народного творчества воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, человеческие добродетели, высмеиваются пороки [1, с.11].


Тонкости педагогики:

Экологическая культура как компонент культуры
Экология – наука, изучающая взаимоотношения, взаимодействия растений, животных, человека между собой и с окружающей их неживой природой; кроме того, она изучает и то, как человек в результате своей хозяйственной деятельности влияет на сообщества растений и животных или на экологические системы. Из ...

Социально-личностные компетенции как результат современного образования
Главным для современного высшего образования является акцент на формирование социально активной и профессионально востребованной личности. Одним из основных понятий в современном образовании стало понятие компетенции как характеристики качеств выпускников вуза. Существует несколько трактовок термин ...

Использование нетрадиционных методик по формированию количественных представлений
Дидактическая игра и метод проектов являются одними из основных инновационных методик по формированию количественных представлений у дошкольников. Цель дидактических игр – формирование у детей умения соединять теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умения ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru