В результате диагностического исследования выделены пять уровней гуманистических ценностных ориентаций учащихся: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. Опытно-экспериментальная работа показала, что в экспериментальной группе произошли значительные позитивные изменения в формировании гуманистических ценностных ориентаций школьников (прил. А). До начала эксперимента ведущими терминальными ценностями учащихся были материально обеспеченная жизнь, любовь, развлечения, свобода, здоровье, наличие хороших и верных друзей и счастливая семейная жизнь, что свидетельствует о том, что главным в жизни для человека является направленность на бытовую (развлекательную и материальную) сторону жизни. После окончания нашей работы в экспериментальной группе существенно изменились ценностные ориентации, приобретая гуманистическую, эстетическую, саморазвивающую направленность: активная деятельная жизнь, творчество, развитие, наличие хороших и верных друзей, интересная работа, красота природы и искусства.
С повышением сопричастности к искусству происходит интенсивное обогащение круга учебных интересов, существенно возрастает доля школьников, успевающих по всем предметам, возрастает их потребность в трудовых достижениях. Чем теснее приобщены учащиеся к художественной культуре, тем менее подвержены они стереотипам культурного поведения. Можно сделать вывод, что учащиеся, характеризующиеся более развитыми художественными интересами, обнаруживают большую активность, а также широкую сферу интересов (прил. Б).
Полученные в ходе исследования данные позволили сформулировать следующие выводы:
Гуманистические ценностные ориентации являются важнейшим компонентом культуры и культурной жизни общества, придавая смысл жизни каждому старшекласснику, а наличие освоенной системы гуманистических ценностей, воплощенной в художественной культуре, подтверждает общее положение социализации школьника. Исследование процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников выявило их основополагающую роль в становлении творческой, саморазвивающейся личности, познавательной самостоятельности и активности старшеклассника в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы.
Тонкости педагогики:
Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогически ...
Причины падения патриотических настроений среди молодежи в последние годы
Актуальность проблемы определяется потребностью общества в научном обеспечении постановки патриотического воспитания школьников исходя из современных социально-экономических условий. Процесс, который мы называем процессом депатриотизации, принял в последние годы, угрожающие формы. Выросло целое пок ...
Сущность и педагогическое значение краеведения
Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. При таком разнообразии объектов изучения к ...