Изучение курса мировой художественной культуры без использования в школьных программах материала по художественной культуре края, на наш взгляд, не позволит в полной мере формировать духовно-нравственную личность, ее гуманистические ценностные ориентации. Использование материала художественной культуры края будет иметь не только образовательно-пропедевтическое значение как подготовка к восприятию курса мировой и отечественной, художественной культуры, но и окажет положительное влияние на формирование исторического мышления детей, открыв интересный материал из прошлого и настоящего города, края. Через художественную культуру региона связь времен оказывается более конкретной. Это станет возможным, если сами факты региональной, художественной культуры будут открыты учащимся в определенном социально-историческом процессе. Активные методы обучения, спектр которых значительно возрастает (проблемная дискуссия, лекция, анализ конкретных ситуаций, работа в постоянных и динамических парах, ролевая игра и т.д.), приучают учащихся самостоятельно получать новые знания и опыт не путем пассивной фиксации получаемой информации, а в ходе творческой деятельности, на основе собственных усилий, собственного опыта.
Опережающее задание – это программа деятельности, которая задается до начала изучения раздела или крупной темы, в тот момент, когда формулируется проблема раздела или темы. Опережающее задание выполняет функции мотивации, привлечения внимания и регулирования активности учащихся, функции управления интеллектуальной и эмоциональной деятельностью, обеспечения обратной связи. Важно, чтобы группы для выполнения самостоятельных исследовательских и др. заданий, в том числе и малые группы, формировались на уроке на основе самостоятельного выбора учеников. Такого рода приемы эффективны в 9 классах, а в 10-11 классах их значение повышается. Все эти развивающие методики становятся эффективными и целесообразными для применения не столько сами по себе (их ценность в качестве развивающих, мотивирующих, индивидуализирующих и креативных факторов сама по себе бесспорна), сколько они разворачиваются в контексте личностно значимых проблемных «полей» обучения.
Задача педагога, прежде всего, заключается в том, чтобы пробудить в подрастающем человеке желание окунуться в мир богатых чувств, эмоций, переживаний, мыслетворчества, помочь ему открыть этот мир, увидеть его красоту, а не только добиться какого-либо знания об искусстве. Особое значение в освоении художественной культуры старшеклассниками имеет наличие у них способности к рефлексии, которая в значительной степени влияет на « выстраивание» растущим человеком личностного, идеального плана восприятия, оценки, действий, поведения.
Ученые-искусствоведы отмечают, к началу юношеского возраста (как правило) у школьников снижается склонность к непосредственной творческой деятельности, но появляется база для возникновения устойчивой потребности в восприятии искусства. Именно у учащихся 9-11 классов появляется возможность осуществить непосредственное знакомство с произведениями искусства, рассчитанное в более раннем возрасте преимущественно на чисто эмоциональное восприятие, соединить его с элементами рациональной оценки, обеспечив тем самым полноценное восприятие искусства. Это в свою очередь призвано мотивировать в дальнейшем стремление школьников к творческой деятельности на более высоком уровне.
Тонкости педагогики:
Коллектив как социальный объект управления
В общественном характере производства заложено такое условие, как объединение людей. Основная ячейка общества, в рамках которой осуществляется производство, - это коллектив. «Коллектив, - писал А. С. Макаренко, - это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организо ...
Архетип коллективного бессознательного
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психол ...
Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем
адаптации младших подростков в условиях кадетской школы
По результатам проведения психодиагностического исследования в 5 "б" классе удалось определить уровень адаптации детей в классе. Данная методика позволила определить лидерскую структуру класса, группировки, степень сплочённости его членов, степень противоречивости отношений в классе. Данн ...