Выявление уровня развития навыков учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Страница 1

Исследование проводилось в школе №6 г. Балея в 3 классе у учителя - Карымовой Валентины Михайловны.

На протяжении нескольких лет учитель начальных классов ведет работу с детьми, у которых стоит диагноз "Олигофрения" и "ЗПР".

В 3 классе 11 учащихся:

5 учащихся имеют диагноз "ЗПР";

6 учащихся имеют диагноз "Олигофрения".

Медико-биологический портрет класса представлен в приложении к данной работе (Приложение 1).

Возраст детей 9-10 лет, 6 девочек и 5 мальчиков.

Для подтверждения гипотезы своего дипломного проекта, мы с психологом использовали ряд диагностических методик по изучению учебно-познавательной деятельности младших школьников через мышление.

Мышление как процесс, включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию.

Исследование проводилось с начала октября по конец ноября.

Для диагностики мыслительных операций - анализа и классификации применили методику "Исключение понятий".

Цель:

исследовать способности к классификации и анализу.

Инструкция:

детям предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За три минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их. Оценка выставляется по 9-бальной системе с помощью таблицы. (Приложение 2).

Результат:

при выполнении этого задания трудности испытывали 2 детей - по 5-6 б., достаточно хорошо справились 8 детей - по 8-7 б., а 1 не мог его выполнить - 0 б.

Рис.1. Результаты первичной диагностики по методике "Исключение понятий"

Для диагностики мыслительных операций - синтеза применили методику О.Н. Усанова "Складывание разрезных картинок".

Цель:

объединить выделенные фрагменты в целое.

Позволяет зафиксировать, как ребенок может воссоздать целое из частей с опорой и без опоры на границы этого целого, представляющего смысловое единство, и как мысленный синтез обеспечивает совокупность свойств целого.

Результат:

отлично (меньше чем за минуту) 3 человек; хорошо (меньше чем за 3 минуты) 5 человек; и с затруднениями (более 4 минут) 3 человека.

Рис.2. Результаты первичной диагностики по методике "Складывание разрезных картинок"

Для диагностики мыслительных операций - сравнения и обобщения применили методику

Г.С. Абрамовой "Формирование эквивалентных групп из картинок".

Цель:

установить сходства и различия отдельных объектов и сделать вывод.

Задача заключается в том, чтобы выбрать из набора группу картинок "похожих в некотором отношении". Рисунки размещаются перед ребенком на столе. Прежде всего, его просят назвать нужную картинку, чтобы быть уверенным, что он знаком с ними со всеми. Если ребенок не может определить какую-либо картинку, ему сообщают, что на ней изображено.

Затем ребенка просят отобрать картинки, которые сходны в каком-либо отношении, по какому-либо признаку, по которому данная группа вещей является одинаковой, и вынуть их из набора. Когда ребенок завершает комплектование своих групп, его просят рассказать, чем похожи картинки, отобранные им. Далее картинки возвращаются на прежние места в наборе и ребенка просят создать другую группу. Эта задача повторяется 4-5 раз.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru