Исследование проводилось в школе №6 г. Балея в 3 классе у учителя - Карымовой Валентины Михайловны.
На протяжении нескольких лет учитель начальных классов ведет работу с детьми, у которых стоит диагноз "Олигофрения" и "ЗПР".
В 3 классе 11 учащихся:
5 учащихся имеют диагноз "ЗПР";
6 учащихся имеют диагноз "Олигофрения".
Медико-биологический портрет класса представлен в приложении к данной работе (Приложение 1).
Возраст детей 9-10 лет, 6 девочек и 5 мальчиков.
Для подтверждения гипотезы своего дипломного проекта, мы с психологом использовали ряд диагностических методик по изучению учебно-познавательной деятельности младших школьников через мышление.
Мышление как процесс, включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию.
Исследование проводилось с начала октября по конец ноября.
Для диагностики мыслительных операций - анализа и классификации применили методику "Исключение понятий".
Цель:
исследовать способности к классификации и анализу.
Инструкция:
детям предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За три минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их. Оценка выставляется по 9-бальной системе с помощью таблицы. (Приложение 2).
Результат:
при выполнении этого задания трудности испытывали 2 детей - по 5-6 б., достаточно хорошо справились 8 детей - по 8-7 б., а 1 не мог его выполнить - 0 б.
Рис.1. Результаты первичной диагностики по методике "Исключение понятий"
Для диагностики мыслительных операций - синтеза применили методику О.Н. Усанова "Складывание разрезных картинок".
Цель:
объединить выделенные фрагменты в целое.
Позволяет зафиксировать, как ребенок может воссоздать целое из частей с опорой и без опоры на границы этого целого, представляющего смысловое единство, и как мысленный синтез обеспечивает совокупность свойств целого.
Результат:
отлично (меньше чем за минуту) 3 человек; хорошо (меньше чем за 3 минуты) 5 человек; и с затруднениями (более 4 минут) 3 человека.
Рис.2. Результаты первичной диагностики по методике "Складывание разрезных картинок"
Для диагностики мыслительных операций - сравнения и обобщения применили методику
Г.С. Абрамовой "Формирование эквивалентных групп из картинок".
Цель:
установить сходства и различия отдельных объектов и сделать вывод.
Задача заключается в том, чтобы выбрать из набора группу картинок "похожих в некотором отношении". Рисунки размещаются перед ребенком на столе. Прежде всего, его просят назвать нужную картинку, чтобы быть уверенным, что он знаком с ними со всеми. Если ребенок не может определить какую-либо картинку, ему сообщают, что на ней изображено.
Затем ребенка просят отобрать картинки, которые сходны в каком-либо отношении, по какому-либо признаку, по которому данная группа вещей является одинаковой, и вынуть их из набора. Когда ребенок завершает комплектование своих групп, его просят рассказать, чем похожи картинки, отобранные им. Далее картинки возвращаются на прежние места в наборе и ребенка просят создать другую группу. Эта задача повторяется 4-5 раз.
Тонкости педагогики:
Письменная речь и задачи ее развития
Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых д ...
Основные функции и социальный статус семьи
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспит ...
Проблемы и особенности развития дошкольного образования для детей с
нарушением слуха в Красноярском крае
Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем в Красноярском крае: – не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий; – т ...