Сегодняшнее общество на фоне общих кризисных явлений переживает, в том числе, и духовный кризис. В последние годы наблюдается заметное понижение уровня нормативной культуры в обществе: всё большее число различных явлений общественной жизни, ранее, безусловно, выходивших за рамки социально-нормативной системы, стали считаться нормальными, допустимыми. Приметой современного времени является невостребованность высокой культуры, господство в обществе материальных ценностей. Прежде всего, это проявляется в оценке подростками различных форм досуговой деятельности, в низком качестве их художественных предпочтений. Эмоциональная обеднённость подростков и юношества в результате общих издержек эстетического и недостаточности нравственного воспитания зачастую выливается в асоциальные действия. Таким образом, сохранение духовных основ общества в процессе эстетического, нравственного и экологического воспитания старшеклассников оказывается одной из важных задач нашего времени [2, с.10].
В условиях рынка, как показала общественная практика, утвердиться могут люди способные, предприимчивые, деловые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться к новым условиям, способные к риску, умеющие принимать решение. Можно утверждать, что современная ситуация ориентирует на воспитание личности делового человека. Сегодня в наборе наиболее важных жизненных ценностей учащейся молодёжи можно назвать: потребность в здоровье, свободе, семье, высокооплачиваемой работе, самоуважении и справедливости. В качестве ценностей как цели жизни они отмечают: нормальную семейную жизнь, дружбу, свободу, счастье, чувство собственного достоинства, саморазвитие и стремление к реализации своих способностей. Во взглядах на ценности как средства достижения жизненных целей преобладает оптимизм, самоконтроль, ответственность, воспитанность и честность. Однако социальные позиции и нравственные принципы, которыми учащиеся старших классов руководствуются в своей жизни, оставляют желать лучшего. Основным ориентиром воспитания сегодня должно быть согласованно принятое в обществе представление об идеале гражданина, его жизненной позиции: гражданина – представителя делового мира, гражданина – среднего и мелкого предпринимателя, гражданина-интеллигента, гражданина-рабочего, гражданина-военного и так далее. Вместе с тем все эти идеалы роднят и объединяют такие черты, как патриотизм, преданность идеалам гуманизма, свободы и демократии. Стремление к личному успеху в жизни на благо родины. Всё это говорит о том, что социально-педагогическая ситуация породила новые проблемы гражданского и нравственного воспитания детей и молодёжи. Среди них – экономическое, экологическое воспитание, неформальные объединения молодёжи, воспитание исторической памяти, патриотизма, эстетического отношения к жизни, правовой культуры. [2, с.11]. Роль средств массовой информации в современной жизни достаточно значима, так как они в значительной степени формируют отношения подростков к происходящим событиям. Телевидение формирует у подрастающего поколения образ новой реальности: "настоящий уважаемый человек – человек с деньгами, обладающий престижными вещами". Современные подростки в основном интересуются тем, что им может в дальнейшем обеспечить жизненный успех. Прежде всего, их интересует курс американского доллара, они мечтают работать за границей, что, по их мнению, обеспечивает материальное благополучие. В сегодняшней социально-экономической ситуации с особенной остротой актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, милосердие, человеческое достоинство. Особенно важными воспитательными направлениями сегодня выступают: формирование патриотических чувств, национального самосознания, эстетическое воспитание учащихся средствами отечественного художественного наследия. Культурная неосведомлённость непосредственным образом влияет на массовое, в том числе и политическое сознание молодёжи.
Тонкости педагогики:
Вербальное поведение
Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие инф ...
Коллектив и развитие личности
Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы господства коммунистической идеологии, получила название коллективистической и до сих пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории. Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому воспитание, а ...
Содержание коррекционно-педагогической работы по изучению и устранению
проблем формирования игровой деятельности
В целях всестороннего и целостного изучения детей учителя и воспитатели тщательно изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Одним из методов обследования является сбор анамнестических св ...