Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера

Страница 1

Радикальные изменения, происхо­дящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, спо­собных принимать нестандартные ре­шения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развитых людей.

Школа должна подготовить челове­ка думающего и мыслящего, кото­рый не только имеет знания, но и уме­ет использовать их в жизни. Поэтому направленность на формирование умственных способностей ребенка должна высту­пить как главный приоритет с самого начала обучения. Основной формой проявления интеллектуального развития в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). Что это такое? Это умение:

1)планировать свои ближайшие и перспективные шаги;

2)оценивать результат своих действий;

3)оценивать свои знания и уме­ния, обнаруживать и фиксировать свою недостаточность в чем-либо и при необходимости - обращаться за помощью, т.е. умение осуществлять рефлексию, необходимую для ответа на первый вопрос самообразования «Чему учиться? ».

В начальной школе должны быть заложены основы не только предмет­ных знаний, но и знаний о собствен­ном незнании. Именно с действия са­мооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самосто­ятельность, переход от просто стара­тельного ученика к человеку, уме­ющему учиться и добывать, а потом самостоятельно анализировать информацию.

Поэтому необходимо для интеллектуального развития организовать - учебную деятельность на уроках так, чтобы дети встречались с ситуаци­ями, где их знания вступают в проти­воречие с новыми фактами. Дается невы­полнимое практическое задание или задание, несходное с предыдущим, и задаю вопросы:

- Можешь ли ты выполнить это задание?

Почему?

Что тебе неизвестно?

Разбирая практическое задание, несходное с предыдущим, ученик ви­дит неприемлемость или недостаточ­ность старых знаний. Помогаю ему вопросами:

Что ты хотел сделать?

Что сделал?

Какие знания применил?

Задание выполнено?

Почему не выполнено?

Что неизвестно?

Какова будет цель твоего дальней­шего обучения?

Иногда формулирую проблемный вопрос (сразу дать на него ответ невоз­можно):

Можешь ли сразу ответить на во­прос?

Что тебе нужно знать для того, чтобы ответить?

В ходе работы фиксируются все возни­кающие у детей вопросы. Именно эти трудности и являются основанием для составления технологической карты, в которой определяется цели дальней­шего обучения. Однако осознания то­го, «чему надо учиться», недостаточ­но. Ученик должен понимать, какие поисковые действия необходимы для приобретения недостающих знаний, умений.

В связи с этим встает второй вопрос самообразования: «Как научиться?» или «Каким способом достичь цели?» На него есть три ответа:

самостоятельно изобрести недо­стающий способ действия;

самостоятельно найти недоста­ющую информацию в любом «храни­лище»;

запросить недостающие данные у знатока [4, с. 66].

«Учебная самостоятельность развитого младшего школьника состоит в умении или способности иницииро­вать совместное со взрослым действие по поиску недостающих способов ре­шения новых задач» [8,63]. Высказы­вая догадку о недостающем способе действия, ученик начальной школы в первую очередь прибегает к помо­щи учителя. Учитель - это тот, кто учит самому учению. Важно научить детей не столько действовать, сколько планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом терять из вида способы достижения цели.

Одним из таких способов является составление алгоритма. Без этого труд­но обойтись на этапе планирования и организации деятельности, так как не­обходимо установить последователь­ность действий для решения задачи и ответить на вопрос «Что и как делать, чтобы достичь цели?».

На этапе оценки результатов дея­тельности ученик отвечает на вопрос «Верный ли получен результат?». Контроль в процессе деятельности го­раздо эффективнее контроля по ре­зультатам деятельности, поэтому при наличии алгоритма промежуточный контроль осуществить легче. Значи­мость вопросов, связанных с умением составлять, записывать и осущест­влять алгоритмы, в последние годы не­изменно возросла. В ряде публикаций, в частности в статьях Н.Я. Виленкина, Л.Г. Дробышева, А.В. Горячева и др., обосновывается целесообразность ран­него ознакомления детей с вычисли­тельной техникой, развития у них алгоритмического, логического мыш­ления, освоения основ программирова­ния. Главным аргументом является необходимость подготовки школьни­ков к жизни в информационном обще­стве. На первый план выдвигается формирование у учащихся инноваци­онной культуры. Нужно учить детей ориентироваться в информационных потоках, эффективно осуществлять поиск информации, ее обработку, классификацию. А поиск новой информации (работа с компьютером, со словарями и т.д.) связан с алгорит­мами.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Разработка планирующей документации
Планирование имеет цель установить конкретное содержание учебно-производственных работ для группы учащихся, последовательность и организацию их выполнения. Планирование производственной деятельности группы является составной частью общего планирования производственной деятельности училища. Планы пр ...

Педагогика - наука и искусство, учебная дисциплина
Педагогика в настоящее время выступает сложным многогранным явлением. Это факт находит свое отражение в том, что практически не существует единого определения понятия «педагогика». Сам термин происходит из древнегреческого языка и переводится как «детоведение», в общем смысле обозначает науку о вос ...

Диагностические методики исследования творческой личности
Методики определения уровней развития эстетических способностей имеют целью выявить ту или иную грань чувства формы во взаимосвязи со способностями воображения и эмпатии, вчувствования в форму. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и спец ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru