Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера

Страница 2

К настоящему времени подготовле­но несколько программ для начальной школы по изучению информатики. Среди них хотелось бы выделить без­машинный вариант «Информатика в играх и задачах» (автор А.В. Горячев). Данный курс является составной частью УМК «Школа 2100».

Авторы программы и учебников уделяют серьезное внимание развитию таких логических приемов, как ана­лиз, синтез, сравнение, абстрагирова­ние, обобщение. Именно эти приемы необходимы для восприятия и обра­ботки информации и, конечно, для составления алгоритмов. Формирова­ние этого умения осуществляется в че­тыре этапа.

На первом этапе дети знакомятся с понятиями операция (действие), ре­зультат операции, учатся определять результат действия.

На втором этапе узнают, что такое программа действий или алгоритм, учатся устанавливать последователь­ность действий, исполнять простые ал­горитмы, составлять словесные алго­ритмы.

На третьем этапе дети знакомятся со способами наглядного представле­ния алгоритмов, учатся четко испол­нять алгоритмы, заданные этими спо­собами.

На четвертом этапе дети учатся составлять алгоритмы.

На каждом этапе проводится диа­гностика, в ходе которой выявляется степень сформированности данного умения. В разделе «Дозирование до­машней самостоятельной работы» приводятся упражнения, формиру­ющие данные умения.

Задания репродуктивного характе­ра (уровень 1) направлены на проверку знаний учащимися основных понятий по теме, умений исполнять готовый алгоритм.

Задания реконструктивного харак­тера (уровень 2) предполагают провер­ку умений учащихся не только рабо­тать по готовому алгоритму, но и их способность найти ошибки в алгорит­ме, внести в него дополнения, изме­нения.

Задания конструктивного характе­ра (уровень 3) предоставляют ребенку возможность найти множество вариан­тов решения задачи, дают свободу вы­бора средств для достижения цели. Ре­бенку дается условие и результат, ко­торого необходимо достичь, и он сам ищет пути его достижения.

Если учащиеся выполняют задания только первого и второго уровней, то это значит, что они понимают цель учебной деятельности, при достижении которой используют частные приемы и готовые алгоритмы, а значит, можно говорить о среднем уровне развития ученической самостоятельности. Если ученик может сам составить алгоритм, то это значит, что у него высокий уро­вень развития учебной самостоятель­ности, так как он самостоятельно мо­жет ставить цели учебной деятельнос­ти, составлять план самообразования и умеет находить средства его реализа­ции. Самостоятельное составление программ не является в начальной школе обязательным, дети должны лишь уметь пользоваться готовой про­граммой, уметь прочитать ее, объяснить последовательность действий. Однако на уроках по всем предметам необходимо привле­кать детей к составлению алгоритмов. К примеру задавать задания на дом. Понятно, что дома программы у ребят не всегда получаются, составляют они их с ошибками. Но сам процесс обдумывания последовательности выполняемых операций оказывает самое благоприятное влияние на развитие алгоритмического мышления.

Итак, информационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика. Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения.

Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний, а скорее умения критически мыслить - это потребует необходимой технической квалификации. Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать интеллектуальные способности учащихся. Об этом говорится в пояснитель­ных записках к учебным программам, об этом пишут в специальной лите­ратуре для учителей. Появились методические разработки уроков информа­тики для начального звена, в которых значительное внимание уделено развитию таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, абстра­гирование, обобщение.

Интеллект человеком осуществляется в двух основ­ных формах — чувственного познания и абстрактного мышления.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников
Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда. Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. ...

Сравнительная характеристика программ обучения и воспитания дошкольников «Дитина» и «Малятко»
Сегодня обычные детские сады работают по двум программам — «Дитина» и «Малятко». Последняя разрабатывалась Институтом психологии. Ее основной принцип — не учить и воспитывать, а развивать заложенное в ребенке природой, помогая ему познавать окружающую действительность через то, что ему близко. Заня ...

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста
Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой с ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru