Культурные формы системного мышления. Проблема идеальных системных связей

Практика проектирования сложных систем и управления ими в современном мире из «элитарной» становится массовой [29]; возникает вопрос о «сворачивании» сложных форм системного мышления в знаково-символические системы. На наш взгляд, адекватной формой такой знаково-символической системы является «Новый Взгляд» – представленная в культурном материале способность к появлению принципиально нового видения объектов как систем и ситуаций, к «захвату» в системное целое новых объектов.

Такая культурная форма, по-видимому, впервые появилась в эпоху Возрождения в европейском искусстве на противопоставлении средневековой установке на воспроизведение традиционного видения. Художник стал ценен постольку, поскольку он мог увидеть мир, сюжет по-новому.

Сходная ценность позже сформировалась в научном поиске: в научной работе одним из оснований является «новизна результата»; ни один серьёзный учёный не займётся решением задачи, которая уже была решена. В «нормальном» развитии науки новым, как правило, является объект изучения, во времена научных революций возникает вопрос о действительно новом взгляде.

С распространением практики проектного мышления необходимость «массовизации» способности видеть новое, по-видимому, становится отдельной культурной и образовательной задачей.

Проектировщику Новый Взгляд необходим не только для поиска новых возможностей

В стремительно меняющемся современном мире воспроизведение существующего видения очевидно не удовлетворительно, не эффективно.

Новый Взгляд позволяет человеку, попав в тупик, в субъективно безвыходную ситуацию, воспринять её как одну из многих возможных (вместе со своим видением тупика) и перестроить своё видение, включить проблемную ситуацию в новый контекст и искать эффективные ходы уже в этом контексте.

Второй важный аспект системного мышления – идеальный образ, который присутствует в органических системах как системообразующий фактор.

В отличие от аналитических (инженерных) систем, где связь воплощена в конкретных механизмах связи, органическая система существует вне материального воплощения, проектировщик должен удерживать идеальную форму

Как, например, для формирования мышления как системы нелокальная связность должна быть положена в основание проектирования образовательной практики.


Тонкости педагогики:

Особенности образовательного процесса в кадетской школе
Образовательный процесс - это целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности [сл. Полонский, ст.64]. Кадетская школа - интернат - вид государственного бюджетного образовательного учреждения, реализующего ...

Изготовление нестандартного оборудования
Складная наклонная скамья. Трансформируемое изделие, для жима лежа - наклонная скамейка. Она состоит из двух плоскостных элементов, соединенных между собой рояльной петлей. Каждый из этих элементов скамьи снабжен. Ножками. Парные ножки П. - образной формы различной величины (40-50 см и 15-20 см) об ...

Роль наглядности в повышении эффективности обучения математике
В психолого-педагогической литературе под наглядностью понимают следующее [9, 22]: наглядность – свойство, особенность психических образов объектов. наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышлен ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru