Сущность и педагогическое значение краеведения

Страница 1

Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. При таком разнообразии объектов изучения краеведение нельзя назвать наукой (Строев, 1967).

Краеведение нельзя считать наукой и потому, что оно может преследовать очень разнообразные цели, а обобщения, какие делаются в процессе изучения, относятся к сферам определенных наук.

Исходя из задач и практических интересов, краеведение необходимо различать по формам его организации.

В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение (рис.1.1).

В школьном краеведении главная роль в изучении края принадлежит учащимся под руководством учителя. Система школьного краеведения включает: экологическое, литературное, историческое, географическое, природоведческое краеведение (рис.1.2).

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственного наблюдения под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя.

Организационные формы краеведения и их структура (Строев, 1967).

Рис.1.1.

Система школьного краеведения

Рис.1.2.

Роль учителя очень большая. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит очень большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство. Краеведение для учителя – верный путь к научно-исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, и приобретаются навыки, необходимые в жизни, идет подготовка к практической деятельности и расширяются общеобразовательные знания.

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение; его содержание и характер определяются учебной программой и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы.

Организация и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристического похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т.д. Общим является также обязательное руководство учителя всей работой.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений и дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры и отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Роль и место социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе
Анализ возможностей гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций студентов, представленный в специальной литературе [11; 12; 13], можно свести к следующим позициям: 1. Гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, их проф ...

Средства выразительности устной речи
Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение. Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных ...

Общая система воспитания и физической подготовки
Занятия лишь тогда ведут кратчайшим путем к цели, когда основываются на верных принципах. Основной принцип, определяющий направленность и организацию физического воспитания в нашем обществе – это принцип всестороннего гармоничного развития личности. Есть, вместе с тем, ряд других принципов, являющи ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru