Модель школы как органической системы

Страница 1

Рассмотрим действительность Школы исходя из критериев системного мышления, предложенных Грегори Бейтсоном.

Различия

Специфика Задачи такова, что хотя для всех групп она формулируется одинаково, результаты, «ответы» мы, очевидно, получаем различными. На общем заседании мы видим различные пёстрый доклады. Рассмотрим 3 уровня различений: 1-й уровень - картинки; 2-й – схемы и основания; 3-й – методы.

На первом, эмпирическом, уровне за различными словами, картинками могут оказаться одинаковые схемы.

На втором уровне различные схемы могут быть построены из одного основания. Так на Школе Кино и Журналистики одна из рабочих групп представила на общее заседание три различных схемы «решения» Задачи от трёх докладчиков. В результате общего обсуждения с участием аналитиков и экспертов удалось выяснить, что все трое исходили из одного основания, но воспользовались различными средствами для оформления своего понимания полученного в групповой работе результата. Для самих докладчиков это оказалось удивительным, так как до общего заседания они считали свои точки зрения особенными.

На третьем уровне - уровне методов мы можем разбирать вместе с детьми вопрос о том, как они выстроили мышление, что появились именно такие схемы, и как это соотносится с возможным опытом самих участников.

Важно разбирать эти различения на общих заседаниях вместе с детьми и в дальнейшей коммуникации различать эти уровни.

Замкнутые каузальные цепи

Во-первых, стоит отметить циркулирование информации на уровне базового школьного процесса - решения Задачи: на общем сборе даётся задание, далее дети работают с этим заданием по группам, и опять собираются на общем заседании для обсуждения: группа докладывает свои результаты и получает обратную связь, новые вопросы, с которыми разбирается на следующей групповой работе. Этот цикл повторяется несколько раз.

Во-вторых, в каждой рабочей группе с помощью координатора выстраивается коммуникативная сеть, возникает единое смысловое поле (полезно выписывать идеи и предложения по решению на отдельные листы бумаги и раскладывать на столе, вокруг которого располагается группа; какие именно мысли фиксируются, зависит от выбранной координатором стратегии), удерживается искомое целое, которое частично представлено каждому участнику совместной работы, но не «принадлежит» никому из них персонально. [6]

Необходимость оформления результатов обсуждения в группе в доклад мотивирует детей соотносить различные точки зрения, предположения

Обычно группа при подготовки доклада не удерживает позицию адресата и опускает в докладе основания из которых она исходила (иногда докладчик рассказывает историю о том как группа пришла к решению, что является редуцированной формой рефлексии и неразвитым способом говорить об основаниях своих рассуждений). До первого общего заседания координатор может не мешать группе поверить в то, что задачу они решили, и дать им возможность столкнуться с непониманием других групп, с проблематизирующими вопросами взрослых (экспертов, координаторов других групп), а также с различными (может быть и противоположными) точками зрения других групп. На первом общем заседании группы видят разнообразие вариантов идей и мнений.

Ведущий связывает отдельные точки зрения в целостную картину, просит докладчика отнестись к высказываниям предыдущих выступающих, спрашивает о сходстве или различии их идей. Первое время эти вопросы успеха не имеют (но задают норму) так как дети ещё не научились слушать других и не видят ценности соотнесения различных мнений для дальнейшей развёртки решения. Они держаться за свой доклад и часто не рассматривают доклады других как достойные внимание и не запоминают высказанные мысли. К концу школы на общем заседании дети начинают активно задавать докладчикам вопросы на понимание и даже приводить аргументы в пользу «чужих» идей, что говорит о том, что идеи становятся «общими». Главным становиться поиск «истины», а не формальная защита своего варианта решения.

Энергитизация событий

В буквальном смысле термин «энергитизация» применяется Г. Бэйтсоном для природных, физических систем.

Аналогом энергетического воздействия на уровне поведения являются мотивы, отвечающие за то, что человек вообще начинает действовать

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru