Организация образовательной формы

Страница 1

Базовым процессом в Интенсивной Школе Развития является решение особого типа задачи (в данном тексте Задачи с заглавной буквы).

На последней прошедшей Школе базовая Задача имела следующую формулировку: «Описать образ жизни такой, что каждая жизненная ситуация имеет шанс стать произведением искусства».

Формулировка задачи, с одной стороны, должна быть привязана к теме конкретной Школы («Школа Кино и Журналистики»). С другой стороны, процедура решения Задачи позволяет разворачивать в отдельную содержательную линию обсуждение (углубление понимания) каждого указанного в формулировке понятия. Кроме того, в формулировке может содержаться возможность рефлексивного оборачивания, то есть применения результатов решения задачи к собственной ситуации школьников.

Организационно решение задачи происходит в несколько тактов, состоящих из работы детей по отдельным группам и общего заседания, где все группы собираются вместе и докладывают результаты своей работы. В первый день Школы на общем сборе формулировка Задачи предъявляется детям, даётся установка на решение, объясняется режим работы. Каждый день выделяется время для работы над Задачей. Дети разбиваются на группы, каждая из которых работает в отдельном месте; состав группы не меняется в течении всего времени работы над Задачей. Группа состоит из 4–7 детей и одного или двух взрослых координаторов, помогающих выстроить продуктивную коммуникацию. Кроме того, некоторые взрослые, не задействованные в работе координаторов, могут занимать позицию наблюдателей-консультантов, к которым дети могут обратиться за экспертной оценкой их наработок, за консультацией по поводу способов работы. Наблюдатели-консультанты сами могут посещать группы во время работы и проблематизировать предлагаемые детьми ходы по решению Задачи, вбрасывать культурный контекст, вносить новые идеи, указывающие возможные направления обсуждения, осуществлять внешнее рефлексивное управление (см. гл. 3).

На общем заседании каждой группе предоставляется время для доклада и возможность предъявления наработанных результатов по решению Задачи и возможность обсудить их с другими участниками Школы, получить экспертную оценку. Коммуникацию на общем заседании выстраивает ведущий, или пара ведущих, работающих согласованно.

Докладчикам групп задают вопросы на понимание, на выявление оснований, на дальнейшее разворачивание намеченных ходов и их проблематизацию. В конце общего заседания ведущим и экспертами оформляются достижения этого такта работы и фиксируется положение на общем пути продвижения к решению Задачи, даётся установка на новый такт работы.

Задача решается несколько дней до появления достаточно продуктивных идей решения и значительных образовательных эффектов.

Параллельно с решением Задачи каждый день на Школе организуются различные мастерские, в которых дети могу освоить новые для себя способы практической деятельности и разработать свой собственный или групповой проект, обычно реализуемый на Школе. В задачи мастерской может входить также проектирование деятельности за рамками Школы и с помощью руководителей мастерских определить возможности реализации, дефициты (в том числе образовательные) и пути поисков ресурсов.

Важная функция мастерских, делающая их необходимой составляющей Школы – появление прецедентов авторского действия, создания своего «произведения искусства». Специфика набора мастерских определяется темой Школы; так, в описываемой Школе мастерские были посвящены практической журналистике, PR-технологиям, созданию видеоработ.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Задачи выразительного чтения
Огромно и познавательное значение литературы в школе. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя. «Выразитель ...

Развитие системы дидактических принципов
Собственно термин «дидактика», по-видимому, впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное В. Ратке, оказалось на удивление точным и глубоким. Современник В. ...

Сущность социально-педагогического сопровождения
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10—15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействии специали ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru