Исследуемая образовательная форма является результатом эволюции образовательного проекта «НооГен» («Возможные Миры»), описанного в [8] и [17]. Не проблематизируя исходный пафос этой практики – пафос развития творческого мышления за счёт коллективного решения особого типа задач и организации особых форм коммуникации, подобных коммуникации в организационно-деятельностных играх, отметим основные различия нового поколения интенсивных школ.
В 80-е годы, когда формировалось большинство современных практик дополнительного образования, многим ещё представлялось бесспорным фактом проникновение науки во все сферы мысли и ведущая роль научных форм организации во всех областях мышления и осмысленной деятельности [23]. Поэтому цель ранних школ «НооГен» - появление модельного мышления в научном формате, - была адекватной если не социокультурной ситуации, то общим ожиданиям.
Но в современном мире «на смену науке и научным формам организации мышления и деятельности, в частности такой форме, как исследование, приходят новые формы - проектные и методологические [23]. Основной единицей деятельности становится не знание, как в науке, а проект; методологическая организация выходит на смену научной организации мышления и деятельности [19], [23].
В современных школах развития форма базового процесса, коллективное решение особой задачи, остаётся прежним, но тип задачи существенно изменился.
В нескольких последних Интенсивных Школах Развития был использован новый материал - фрагменты культурных форм, которые присутствуют в массовом сознании; деятельность в новых культурных формах.
Ещё одним отличием Интенсивных Школах Развития является взаимодополняемость всех образовательных процессов. Последняя из проведённых школ была организована так, чтобы мастерские давали материал в виде детских проектов, который мог быть использован для продвижения в решении Задачи, с другой стороны решение Задачи наполняло проекты смыслом. В решении Задачи дети опирались на свой опыт, который появлялся тут же на Школе, а в «НооГене» решения носили чисто теоретический характер.
В последней Интенсивной Школе Развития был сделан акцент на рефлексивное оборачивание. Успеха в этом удалось добиться за счёт особой формулировки Задачи и за счёт изменения стратегий координаторов рабочих групп. Кроме того, на этой Школе Развития впервые была развёрнута концепция Нового Взгляда, она была предъявлена в самом начале и развивалась совместно детьми и взрослыми в течение всего процесса.
Тонкости педагогики:
Значение произведений “материнской поэзии”для формирования личности ребёнка
раннего возраста
Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk – народ – и lore – мудрость. Начало ее связанно с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осознание это выражалось в неразрывно слиты ...
Возникновение и развитие педагогики
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. ...
Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатель. Заведующая содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные ...