Различные методические подходы к формированию табличных навыков сложения и вычитания с точки зрения возможностей непроизвольной памяти

Современная педагогика » Возможности использования непроизвольной памяти младших школьников при формировании табличных случаев сложения и вычитания однозначных чисел » Различные методические подходы к формированию табличных навыков сложения и вычитания с точки зрения возможностей непроизвольной памяти

Страница 6

Для случаев вычитания это: уменьшение данного числа на количество разрядных единиц (требуется знание разрядного состава двузначного числа), затем вычитание из десяти оставшихся в вычитаемом единиц (знание состава числа 10 и состав всех однозначных чисел). При этом предлагаются такие задания:

1) Сколько кругов нарисовано вне треугольника? (6) Сколько кругов внутри треугольника? (9) Выполните задание: "Дополни до одного десятка". (9+1=10) Сколько теперь кругов вне треугольника? (5) Какое двузначное число соответствует этому рисунку? (15).

2) Детям предлагают знакомый им треугольник, обозначающий один десяток. Это позволяет им быстро сориентироваться в способе выполнения задания и записать в тетради числовые равенства, связанные с составом числа 10: 10+0=10, 9+1=10, 8+2=10, 7+3=10, 6+4=10.

Для осознания приема вычитания используется прием сопоставления действий, выполняемых с левого и правого рисунков. Количество кругов внутри похожи и вне похожи, но на левом число зачеркнутых кругов меньше числа кругов нарисованных вне круга, а на правом больше.

Задача учителя – направить деятельность школьников на осознание названных признаков. Для этой цели необходимо проанализировать сходство и различие левого и правого рисунков в каждом ряду. Затем соотнести данные выражения с каждым рисунком и записать их так, как предлагается в задании:

16-3=13 16-7=9 17-7=10 17-9=8

15-4=11 15-7=8 14-2=12 14-6=8

После этого выяснить сходство и различие записанных равенств в каждом столбике, в каждой строке, состоящей из равенства левого и правого столбиков, всех равенств между собой. Для того, чтобы скорректировать дальнейшую работу по формированию навыка сложения и вычитания в пределах 20, можно предложить учащимся самостоятельно найти значения выражений.

Для контроля усвоения таблицы сложения и вычитания в пределах 20 можно использовать виды заданий [14,c.86], которые предлагались при изучении состава чисел в пределах десятка:

1. Найди сумму чисел 5 и 9, 8 и 7.

2. Найди разность чисел 16 и 5, 17 и 9.

3. На сколько 18 больше 9? 13 больше 6?

4. Увеличь 9 на 7, 8 на 4.

5. Уменьши 15 на 9, 15 на 6.

6. Запиши выражения, в которых уменьшаемое равно 15, а разность однозначное число. Найди их значения.

7. Запиши выражения, в которых уменьшаемое больше, чем вычитаемое на 4.

8. Запиши в виде суммы двух чисел число 14 (16, 12, 13, 15).

9. Запиши в виде разности двух чисел число 7 (6, 5, 4, 9).

10. Составь различные выражения из чисел 17, 6, 11, 5, 9, 8.

11. Разгадай закономерность в соответствии, с которой составлены столбики выражений. Составь по тому же правилу свои выражения и найди их значения.

12. Разгадай закономерности, вставь в "окошко" число.

Полезно сделать схематические весы с подвижными стрелками ( вверх и вниз), заготовить модели гирь и различных предметов и предлагать детям с этим наглядным пособием различные задания на состав чисел в пределах 20.

На современном этапе развития школьного образования учитель получил возможность выбирать учебники, по которым он может обучать детей. Поэтому ряд школ в нашей стране работают по программе и учебнику Н.Б.Истоминой. Такой выбор сделан не случайно. В этом учебнике нашли отражение не только современные методы и средства обучения, организационные формы учебной деятельности учащихся, но и система продуктивных заданий, с которыми интересно работать как детям, так и учителю. [2,c.8]

Система заданий, представленных в учебнике математики Н.Б.Истоминой, способствует реализации взаимосвязи развития мышления младших школьников и усвоения ими знаний, умений и навыков. Кроме того, эти задания обеспечивают осознанное овладение обобщенным способом действия, предусматривают вариативность упражнений, как по содержанию, так и по форме подачи, а также своевременную установку на запоминание табличных случаев арифметических действий.

Рассмотрим это на примере конкретного урока по теме "Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд и соответствующие случаи вычитания".

1. На доске записаны два столбика выражений:

6+6 6+4+2

5+8 5+5+3

8+6 8+2+4

7+8 7+3+5

Предлагается сравнить выражения первого и второго столбиков и объяснить, чем они похожи и чем отличаются.

Выясняется, что выражения каждого столбика есть сумма чисел, первые слагаемые у них одинаковые. Этим они похожи. Отличаются тем, что в первом столбике записана сумма двух слагаемых, а во втором – трех.

Учитель предлагает вычислить значения суммы первого столбика. Дети называют числа: 12, 13, 14, 15.

Проводится беседа:

- Давайте вспомним, как складываются такие числа. (Первое слагаемое дополняем до 10. для этого к 6 прибавим 4, получаем 10, к 10т прибавляем 2, получаем 12).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Модель школы как органической системы
Рассмотрим действительность Школы исходя из критериев системного мышления, предложенных Грегори Бейтсоном. Различия Специфика Задачи такова, что хотя для всех групп она формулируется одинаково, результаты, «ответы» мы, очевидно, получаем различными. На общем заседании мы видим различные пёстрый док ...

Основные задачи и направления современной дидактики
Перед современной теорией обучения стоят те же сакраментальные для педагогики вопросы, что стояли во все времена ее развития. Это вопросы: «чему учить?» и «как учить?». С точки зрения современных теорий обучения, основанных на данных психологии мышления, нейропсихологии, искусственного интеллекта, ...

Возможная тематика в школьном курсе «ОБЖ» по радонозащите
Из всего выше сказанного следует, что в школьном курсе «ОБЖ» не рассматриваются темы, связанные с радоновой опасностью и радонозащитой, но, на мой взгляд, они должны обязательно быть введены в курс ОБЖ, чтобы дать учащимся представления о видах облучения, путях попадания источников ионизирующего об ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru