Различные методические подходы к формированию табличных навыков сложения и вычитания с точки зрения возможностей непроизвольной памяти

Современная педагогика » Возможности использования непроизвольной памяти младших школьников при формировании табличных случаев сложения и вычитания однозначных чисел » Различные методические подходы к формированию табличных навыков сложения и вычитания с точки зрения возможностей непроизвольной памяти

Страница 5

Особое внимание в первом классе уделяется составлению таблицы сложения на основе состава чисел первых двух десятков из двух однозначных чисел, ее сокращению до необходимого минимума на основе переместительного закона сложения и знания закономерности расположения чисел в натуральном ряду, а также взаимосвязи между сложением и вычитанием. [8,c.34]

По программе Истоминой прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток сводится:

a) к дополнению первого слагаемого до числа 10. Это первая операция, входящая в состав приема (т.е. сколько нужно прибавить к первому слагаемому, чтобы получилось 10);

b) вторая операция связана с представлениями о смысле действия сложения вычитания и с усвоением состава чисел в пределах 10. опираясь на эти знания, учащиеся смогут ответить на вопрос – сколько единиц осталось во втором слагаемом после того, как выполнена первая операция.

c) третья операция – оставшиеся единицы прибавляются к числу 10.

Таким образом, для овладения данным приемом необходимо:

прочное усвоение детьми состава каждого числа в пределах 10 и единиц. Этот прием можно представить в виде тождественных преобразований: 8+5=8+(2+3).

Но практика показывает, что большинство семилетних детей с

трудом выполняют такую громоздкую запись, поэтому целесообразнее использовать для этой цели другие способы записей:

8+5=13 8+5=13

2 3 8+2+3=13

Число 2 показывает, какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10. Число 3 – сколько единиц нужно прибавить к 10.

Пользуясь новым вычислительным приемом, они постепенно составляют таблицу сложения в пределах двадцати, на каждом уроке рассматривается только четыре новых табличных случая. Затем все эти случаи сводятся в таблице, которую ученики должны прочно усвоить (в таблице 20 случаев). Они включают сложение одинаковых слагаемых (6+6, 7+7, 8+8, 9+9) и прибавление меньшего числа к большему. Для прибавления числа к меньшему применяется переместительное свойство сложения. [11,c.44]

В действующем курсе математики для вычитания однозначного числа из двузначного (в пределах 20) используются 2 приема. По своей сути они оба знакомы учащимся. В основе первого лежит понятие о взаимосвязи суммы и слагаемых и прочное усвоение таблицы сложения в пределах 20. В основе другого, который можно назвать "отсчитыванием по частям", понятие смысла арифметических действий сложения и вычитания.

В состав первого приема входят операции:

a) представление уменьшаемого в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно вычитаемому. Основу этой операции составляет прочное усвоение таблицы сложения в пределах 20;

b) вычитание из данной суммы слагаемого, равного вычитаемому. В основе этой операции лежит правило: "если из суммы вычесть одно слагаемое, то останется другое";

В состав второго приема входят операции:

a) вычитание из данного двузначного числа его разрядных единиц. В результате этой операции всегда получается число 10;

b) представление вычитаемого в виде суммы слагаемых, одно из которых равно количеству разрядных единиц двузначного числа. В основе этой операции лежит состав однозначных чисел;

c) вычитание из 10 второго слагаемого этой суммы. Все случаи вычитания в пределах 20, также как и сложения, дети должны прочно усвоить.

2.2 Систематизация обучающих заданий на формирование табличных навыков сложения и вычитания с включением непроизвольной памяти

В программе Истоминой [12,c.11] и соответствие в учебнике сложения и вычитания чисел в пределах 20 отнесено на более поздний период, т.е. после изучения нумерации в пределах 100 и случаев сложения и вычитания двузначных чисел с десятками и единицами без перехода через разряд. Это связано с тем, что, прибавляя или вычитая из двузначного числа однозначное без перехода через разряд, необходимо активно использовать знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

Аналогичная ситуация возникает и в том случае, если к двузначному прибавить (вычесть) круглый десяток. Активное использование таблицы способствует более прочному ее усвоению. Таким образом, в процессе изучения нумерации двузначных чисел, учащимся предоставляется возможность совершенствовать табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10. Это позволит им быть более уверенными при сложении и вычитании чисел в пределах 20.

Но прежде, чем дать детям установку на запоминание состава этих чисел, целесообразно усвоить общий способ действий, который как для сложения, так и для вычитания состоит из двух операций.

Для случаев сложения это: дополнение первого слагаемого до десяти (выполнение операции требует прочного усвоения состава числа 10), затем составление числа из десятков и единиц (выполнение этой операции требует прочного знания состава всех однозначных чисел и разрядного состава двузначных чисел). [13,c.65]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Цель исследования - выявить уровень социальной адаптации детей, разработать основные направления работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В исследовании принимали участие учащиеся 8 класса в количестве 30 человек МБОУ СОШ № 3 г. Бирска. Исследование было проведено в 3 этапа: На I ...

Понятия и основные подходы в исследовании творческой личности
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Бол ...

Моделирование уроков математики, направленных на развитие навыков познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР
При анализе психопатологических особенностей детей с ЗПР можно отметить низкий уровень психического развития, но яснее выступает характер олигофренического слабоумия. Детям с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и не ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru