Особое внимание в первом классе уделяется составлению таблицы сложения на основе состава чисел первых двух десятков из двух однозначных чисел, ее сокращению до необходимого минимума на основе переместительного закона сложения и знания закономерности расположения чисел в натуральном ряду, а также взаимосвязи между сложением и вычитанием. [8,c.34]
По программе Истоминой прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток сводится:
a) к дополнению первого слагаемого до числа 10. Это первая операция, входящая в состав приема (т.е. сколько нужно прибавить к первому слагаемому, чтобы получилось 10);
b) вторая операция связана с представлениями о смысле действия сложения вычитания и с усвоением состава чисел в пределах 10. опираясь на эти знания, учащиеся смогут ответить на вопрос – сколько единиц осталось во втором слагаемом после того, как выполнена первая операция.
c) третья операция – оставшиеся единицы прибавляются к числу 10.
Таким образом, для овладения данным приемом необходимо:
прочное усвоение детьми состава каждого числа в пределах 10 и единиц. Этот прием можно представить в виде тождественных преобразований: 8+5=8+(2+3).
Но практика показывает, что большинство семилетних детей с
трудом выполняют такую громоздкую запись, поэтому целесообразнее использовать для этой цели другие способы записей:
8+5=13 8+5=13
2 3 8+2+3=13
Число 2 показывает, какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10. Число 3 – сколько единиц нужно прибавить к 10.
Пользуясь новым вычислительным приемом, они постепенно составляют таблицу сложения в пределах двадцати, на каждом уроке рассматривается только четыре новых табличных случая. Затем все эти случаи сводятся в таблице, которую ученики должны прочно усвоить (в таблице 20 случаев). Они включают сложение одинаковых слагаемых (6+6, 7+7, 8+8, 9+9) и прибавление меньшего числа к большему. Для прибавления числа к меньшему применяется переместительное свойство сложения. [11,c.44]
В действующем курсе математики для вычитания однозначного числа из двузначного (в пределах 20) используются 2 приема. По своей сути они оба знакомы учащимся. В основе первого лежит понятие о взаимосвязи суммы и слагаемых и прочное усвоение таблицы сложения в пределах 20. В основе другого, который можно назвать "отсчитыванием по частям", понятие смысла арифметических действий сложения и вычитания.
В состав первого приема входят операции:
a) представление уменьшаемого в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно вычитаемому. Основу этой операции составляет прочное усвоение таблицы сложения в пределах 20;
b) вычитание из данной суммы слагаемого, равного вычитаемому. В основе этой операции лежит правило: "если из суммы вычесть одно слагаемое, то останется другое";
В состав второго приема входят операции:
a) вычитание из данного двузначного числа его разрядных единиц. В результате этой операции всегда получается число 10;
b) представление вычитаемого в виде суммы слагаемых, одно из которых равно количеству разрядных единиц двузначного числа. В основе этой операции лежит состав однозначных чисел;
c) вычитание из 10 второго слагаемого этой суммы. Все случаи вычитания в пределах 20, также как и сложения, дети должны прочно усвоить.
2.2 Систематизация обучающих заданий на формирование табличных навыков сложения и вычитания с включением непроизвольной памяти
В программе Истоминой [12,c.11] и соответствие в учебнике сложения и вычитания чисел в пределах 20 отнесено на более поздний период, т.е. после изучения нумерации в пределах 100 и случаев сложения и вычитания двузначных чисел с десятками и единицами без перехода через разряд. Это связано с тем, что, прибавляя или вычитая из двузначного числа однозначное без перехода через разряд, необходимо активно использовать знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10.
Аналогичная ситуация возникает и в том случае, если к двузначному прибавить (вычесть) круглый десяток. Активное использование таблицы способствует более прочному ее усвоению. Таким образом, в процессе изучения нумерации двузначных чисел, учащимся предоставляется возможность совершенствовать табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10. Это позволит им быть более уверенными при сложении и вычитании чисел в пределах 20.
Но прежде, чем дать детям установку на запоминание состава этих чисел, целесообразно усвоить общий способ действий, который как для сложения, так и для вычитания состоит из двух операций.
Для случаев сложения это: дополнение первого слагаемого до десяти (выполнение операции требует прочного усвоения состава числа 10), затем составление числа из десятков и единиц (выполнение этой операции требует прочного знания состава всех однозначных чисел и разрядного состава двузначных чисел). [13,c.65]
Тонкости педагогики:
Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнк ...
Коллектив и развитие личности
Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы господства коммунистической идеологии, получила название коллективистической и до сих пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории. Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому воспитание, а ...
История развития стандартов
История стандарта непродолжительна, это достаточно новый передовой педагогический инструмент – стандартам всего 25 лет. Первым был американский стандарт по математике. Он был создан по инициативе учителей в Ассоциации учителей математики США. О том, что история образовательных стандартов в России н ...