Различные методические подходы к формированию табличных навыков сложения и вычитания с точки зрения возможностей непроизвольной памяти

Современная педагогика » Возможности использования непроизвольной памяти младших школьников при формировании табличных случаев сложения и вычитания однозначных чисел » Различные методические подходы к формированию табличных навыков сложения и вычитания с точки зрения возможностей непроизвольной памяти

Страница 7

Аналогично учащиеся объясняют способ действия для других случаев этого столбика.

- Какую роль играет второй столбик в этом задании? (Выражения второго столбика выполняют роль помощника. Они помогают быстро найти значения сумм первого столбика.)

Далее предлагается сравнить значения сумм с числами, записанными в таблице, и прочитать полученное слово:

12

13

14

15

Ц

И

Р

К

- Представьте, что мы попали на цирковое представление, вы его участники. На цирковой арене понадобится ваши знания таблиц сложения и вычитания в пределах 20.

2. На арене клоун со своим песиком Фунтиком, который выложил ряды чисел:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Клоун пояснил, что это "волшебные" ряды, в первом ряду надо подобрать два таких числа, которые в сумме дадут число 12, а во втором ряду – число 13.

Дети называют суммы, учитель записывает их на доске:

1+11, 2+10, 3+9, 4+8, 5+7, 1+12, 2+11, 3+10, 4+9, 5+8, 6+7.

- Какое число в первом ряду не было названо? (6)

- С каким числом его надо сложить, чтобы получить число 12? (6+6=12)

- Какую закономерность вы заметили?

Запишите по этому же правилу такие ряды чисел, чтобы составить суммы, значения которых равны: 14, 15, 16.

Задание выполняется по рядам. При проверке учащиеся по цепочке называют соответствующие суммы чисел.

3. На доске выставлены карточки с числами:

Клоун вместе с Фунтиком предлагает задание: "Разгадай правило, по которому числа, записанные в карточках, связаны между собой, и заполни пустые окошки".

Ученики поясняют, что на карточках два числа в сумме дают третье число и называют пропущенные числа (9, 8, 6, 7, 9, 11)

4. Клоун меняет задание и предлагает расставить знаки арифметических действий так, чтобы равенства были верные:

8 * 7 * 6 = 9 15 * 7 *1 = 9

4 * 8 * 3 = 9

Учащиеся так объясняют постановку знаков: в первом равенстве три однозначных числа, если поставим знаки "+" и "-", тогда 8 "плюс" 7, получим 15, 15 "минус" 6, будет 9, равенство верное и т.д.

Выясняется, чем похожи эти три равенства. Какое равенство является лишним?

Учащиеся поясняют: во всех трех равенствах значения выражений равно 9, в каждом равенстве слева по три числа. Этим равенства похожи. А, отвечая на второй вопрос, одни учащиеся назвали лишним третье равенство, так как оно содержит двузначное число 15; другие, ориентируясь на знаки арифметических действий, назвали вопрос, потому что в первом и третьем равенствах знаки идут в таком порядке: "+" и "-", а во втором сначала идет знак "-", а потом знак "+".

5. На арене жонглеры. Выясняется, какими предметами они

жонглируют. Проводится беседа:

- По какому признаку можно разбить все предметы на две группы? (По цвету, размеру и форме).

- Какому разбиению соответствуют выражения, записанные в столбиках:

8+3 6+5 7+4

11-8 11-6 11-7

11-3 11-5 11-4

(В первом столбике предметы разбиты по форме – 8 обручей и 3 булавы; во втором по размеру - 5 больших предметов и 6 маленьких; в третьем по цвету –7 красных и 4 синих предмета).

- Найдите значения выражений и объясните, как вычислить значение разности, используя сумму. (Учащиеся вспоминают правило взаимосвязи между сложением и вычитанием и объясняют: значения суммы 8 и 3 равно 11; если из суммы 11 вычесть первое слагаемое 8, то получится второе слагаемое 3 и наоборот).

Аналогично учащиеся находят значения выражений второго и третьего столбиков.

6. "Математические" фокусы:

а) Задумайте любое число меньше 10, прибавьте к нему число 6, назовите число, которое получилось, а я скажу, какое число было задумано.

б) Задумайте любое однозначное число, прибавьте к нему число 7, а теперь из полученного значения суммы надо вычесть задуманное число. У вас в ответе получилось 7. Кто понял, как это узнать?

7. На арену выходит Дарья с дрессированными голубями. Ей надо 15 голубей рассадить на два обруча.

- Догадайтесь, как она могла это сделать, составьте соответствующие равенства и запишите их:

14+1=15 13+2=15 12+3=15

11+4=15 10+5=15 8+7=15

8. Запишите равенства, которые отмечены на числовых лучах. Запишите их.

9. Можно ли утверждать, что значения выражений во всех столбиках одинаковые?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в дальнейшем? С одной стороны, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления реб ...

Обучение синтаксическим нормам русского языка
Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерен процесс и ...

Одаренные дети: методика диагностики
Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству может рассматриваться как величайший из даров природы, и в этом смысле «одаренность» представляется уже не как исключительность, а как имеющийся у каждого «дар». В педагогике же с понятием «одаренность» следует связывать, по меньшей мере, две ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru