(Проблемные ситуации заданий направляют исследовательскую деятельность учащихся).
8+3 7+3+1 6+4+1 9+2
8+2+1 7+1+3 6+5 9+1+1
8+1+2 7+4 5+6 1+1+9
2+1+8 4+7 1+4+6 2+9
Проверь свой ответ на цифровом луче.
Сравнивая выражения в столбиках в данном обучающем задании, учащиеся, с одной стороны, овладевают общим способом действия при сложении однозначных чисел, а с другой, усваивают состав числа 11, опираясь на числовой луч.
10. Проверь себя! Запиши значения только тех выражений, которые ты помнишь.
8+7 12-4 12-8
6+8 13-6 13-7
9+4 14-6 15-8
7+6 15-7 14-8
8+4 13-5 13-9
9+5 13-4 13-8
Таким образом, на примере данных заданий можно видеть некоторые особенности заданий развивающего характера учебника математики Н.Б.Истоминой. [38,c.121] Это, во-первых, продуктивные задания, способствующие активизации мыслительных процессов (учащиеся выполняют задания на составление выражений в соответствии с поставленными условиями, на поиск условий, в соответствии с которыми рисунки или выражения подобраны), во-вторых, вариативность рассмотрения материала, которая является не только необходимым условием проблемно-поискового обучения, но и способом обеспечения дифференцированного подхода.
Кроме того, система заданий развивающего характера обеспечивает овладение обобщенным приемом вычисления с переходом через разряд, предусматривает достаточную повторяемость табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20, а также своевременную установку на запоминание этих случаев. По программе Моро М.И. [7,c.62] табличное сложение и вычитание с переходом через десяток изучается во 2 классе (1-4). Проанализировав данный учебник, мы можем сказать, что данное пособие предлагает мало заданий на закрепление табличных случаев сложения и вычитания. Предлагаются задания типа:
1. Найди по таблице все примеры с ответом 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
2. По каждому примеру на сложение из таблицы составь 2 примера на вычитание.
3. Реши примеры. Найди лишний: 7+7, 5+9, 10+4, 8+6, 9+7.
4. Не вычисляя, расположи выражения в порядке увеличения их значений: 8+5, 9+8, 7+8, 6+8, 8+8.
5. Примеры с "окошками":
6. Записать примеры по аналогии с образцом:
7. Цепочка:
Таким образом, при подготовке уроков математики по традиционной программе, учителю приходится самому искать дополнительный материал к изучаемой теме. Так как количество упражнений для закрепления мало, и они даются в основном только в конце изучаемой темы, но можно смело сказать, что табличные случаи сложения и вычитания заучиваются механически, неосмысленно. А самое главное непрочно.
В то время как, учебники Н.Б.Истоминой содержат такие задания, с которыми интересно работать не только детям, но и учителю. И это очень важно, так как увлеченность учителя положительно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Тонкости педагогики:
Создание предпосылок для осуществления всеобщего среднего образования
Прежде всего хотелось бы высказать свои соображения по поводу прочно укоренившихся среди многих исследователей мнения, что завершение перехода ко всеобщему среднему образованию впервые было поставлено как задача лишь во второй половине 60-х гг. При этом ссылаются на материалы XXIII съезда КПСС (196 ...
Создание презентации с помощью Мастера автосодержания
После щелчка на пиктограмме PowerPoint в панели Microsoft Office появляется главное окно программы и диалоговое окно Полезный совет, содержащее информацию, которая поможет нам в дальнейшей работе над презентацией. Нажав в этом окне кнопку Следующий, можно прочитать следующий совет, а нажав кнопку О ...
Методика преподавания функциональной линии по математическим стандартам
История функции уходит своими корнями в те далекие времена, когда человек начал понимать, что окружающие его явления взаимосвязаны. В связи с развитием земледелия, ремесла, скотоводства, обмена увеличилось количество зависимостей., известных людям. Если из одного ведра глины можно было изготовить 5 ...