Состояние формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста

Современная педагогика » Формирование навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста » Состояние формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста

Страница 1

Одна из важнейших задач исходной школы - образование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом каждого дальнейшего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два важнейших компонента:

а) технику чтения (положительное и стремительное восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с иной),

б) осознание текста (извлечение его смысла, оглавления).

Хорошо понятно, что оба эти компонента узко взаимосвязаны и основываются друг на друга: так, улучшение техники чтения облегчает осознание читаемого, а легкий для понимания текст отличнее и вернее понимается. При этом на первых стадиях образования навыка чтения больший смысл придается его технике, на последующих - пониманию текста.

Невзирая на продолжающиеся споры о методах обучения чтению, определен непременный элемент: овладение парадоксов между буквами и звуками. Данный шаг - 1-й, но не конечный на пути к глубокому и полному овладению родной речью.

Существуют два важнейших, противоположных в своей основе способа обучения чтению. Один именуется способом целых слов, иной - фонологическим.

Фонетический подход основан на алфавитном тезисе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает довольные познания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления:

Способ систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей ступенчато обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Изредка программа включает в себя и фонетический обзор - знание манипулировать фонемами.

Способ внутренней фонетики уделяет главенствующее внимание визуальному и смысловому чтению. То есть школьников обучают узнавать либо идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка либо контекста. И теснее потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В совокупности у этого способа результативность ниже, чем у способа систематической фонетики. Это связано с отдельными особенностями нашего мышления. Ученые узнали, что способности к чтению напрямую связаны со познанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при исходном обучении чтению оказываются даже главней, чем всеобщий ярус ума.

Лингвистический способ. Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть ее применяется при обучении чтению. Дети приходят в школу с огромным резервом слов, и это способ предлагает начинать обучение на тех словах, которые зачастую применяются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

Способ целых слов. Тут детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом способе не учат ни наименований букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. Позже того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова зачастую встречаются. В России данный способ известенм как способ Глена Домана. Поборники раннего становления увлекались им в 90-х годах.

Способ целого текста. В чем-то схож с способом целых слов, но огромнее апеллирует к языковому навыку ребенка. Скажем, дается книга с интересным сюжетом. Ребенок читает, встречает неизвестные слова, о смысле которых ему надобно додуматься с поддержкой контекста либо иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель этого подхода - сделать процесс чтения славным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово ненормально, его не исправляют. Лидирующий довод: чтение, как и освоение разговорного языка, натуральный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса независимо.

Способ Зайцева. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, либо из согласной и твердого либо мягкого знака, либо же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал разными по цвету, размеру и звуку, тот, что они издают. Это помогает детям ощутить разницу между гласными и согласными, громкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова. Методология относится к фонетическим способам, чай склад - это либо слог, либо фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает представление о буквенно-звуковых соответствиях, от того что на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке".

Комплекс упражнений для улучшения навыков чтения

Лучше каждого занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих сложности в чтении, в форме веселых соревнований: кто положительнее и удачнее исполнит задание? Желанно проводить их повседневно, возможны также варианты через день и два раза в день. Максимальная длительность занятия - 30 мин, минимальная - 5-10 мин.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения
Самореализация личности в какой-либо отдельной сфере не может сделать ее счастливой и гармоничной. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения, прежде всего своих физиологических потребнос ...

Анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников
В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможнос ...

Методика проведения и анализа результатов констатирующего эксперимента
Место прохождения преддипломной практики: Череповецкий лесомеханический техникум имени В.П. Чкалова. Техникум основан в 1869 году братьями Иваном и Василием Милютиными. В 2006 году контингент учащихся составил 1750 человек. Преподавательский состав - 71 человек. Среди подлинных мастеров своего дела ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru