Ранее мы указали, что педагогика является одновременно и наукой и практической деятельностью и учебной дисциплиной. Для полного понимания сущности педагогики именно как учебной дисциплины нам необходимо рассмотреть ее в соотношения с наукой педагогикой и педагогической деятельностью.
Можно заметить, что педагогика как учебная дисциплина является вторичной к педагогике как научной дисциплине и социальной практике (рис. 1).
Рисунок 1
Педагогика как учебная дисциплина в пространстве влияния педагогической науки и социальной практики
В то же время рассмотрение феномена «учебная дисциплина» с разных точек зрения приводит к выводу о том, что неправомерно сужение сущности учебной дисциплины до одного из компонентов педагогического процесса - содержания обучения, в частности до знаний и умений, подлежащих усвоению.
Обобщая результаты рассмотрения можно включить в структуру понятия «учебная дисциплина» такие компоненты, как целевой, содержательный, логико-методический (технологический), результативно-оценочный (рис. 2).
Рисунок 2
Структура учебной дисциплины «Педагогика»
При этом структурные элементы учебной дисциплины взаимно влияют друг на друга, образуя систему. Роль системообразующих элементов играют, как и во всех педагогических системах, цель и ожидаемый результат проектируемого процесса. Именно такой подход к структуре учебной дисциплины позволяет перейти от информационно-накопительной модели учебного процесса к личностно-деятельностной, соответствующей реалиям современного динамично меняющегося мира.
Педагогика как практика, и педагогика как научная дисциплина обладают схожей структурой, но в первой выделяются уровни (макро-, микро-, и мезауровни), а во второй – дополнительные структурные компоненты (функционально-прикладной, динамический и др.), что показаны на рис. 3 и рис. 4.
Таким образом, можно констатировать, что учебная дисциплина как модуль в системе образования определенного уровня формируется на основе соответствующей научной дисциплины под влиянием социальной практики, включает в свою структуру целевой, содержательный, логико-методический (технологический), результативно-оценочный компоненты. Именно такой компонентный состав (в некоторых случаях более детализированный) отражается в программе учебной дисциплины любого вида образования.
Рисунок 3
Структура научной дисциплины «Педагогика»
Взаимосвязи педагогики как учебной дисциплины с педагогической наукой и социальной практикой линейно соотносимы между соответствующими компонентами.
Цель и задачи учебной дисциплины формируются и изменяются под влиянием социальных факторов, в первую очередь макрофакторов, к которым относится уровень развития производства, представления о перспективах развития мировою сообщества и конкретного государства, отраженные в программных документах. Обозначенные цели уточняются с учетом предмета науки путем определения спектра дисциплин, соответствующих, структуре науки, конкретизации методологической базы.
А содержание учебной дисциплины определяется совокупностью теорий изучаемой науки, а также, что немаловажно, традиционным и инновационным практическим опытом, иллюстрирующим или проблематизирующим изучаемые закономерности; личным опытом студентов в области, изучаемой научной дисциплины.
Рисунок 4
Структура педагогики, как социальной практики
педагогика учебный преподавание дисциплина
Логика и методика преподавания учебной дисциплины традиционно определяются существующими технологиями обучения в среднем, опытом и технологиями преподавании в высшей школе, тогда как, в соответствии с представленной моделью, должны быть адекватны сущности базовой науки, логике ее развития, методам и технике научных исследований базовой науки.
Как видно из проведенного анализа, каждый из компонентов учебной дисциплины испытывает влияние, как базовой научной дисциплины, так и социальной практики; при этом на каждый компонент учебной дисциплины влияют соответствующие аспекты смежных категорий педагогики.
Разработанную модель можно использовать для выявления характера влияния социальной практики и педагогики как научной дисциплины на структурные компоненты учебной дисциплины «педагогика» как учебной дисциплины в профильном (педагогическом) или непрофильном, например, медицинском вузе.
Тонкости педагогики:
Методика преподавания темы «Тригонометрические функции» в курсе алгебры и
начал анализа
В изучении тригонометрических функций в школе можно выделить два основных этапа: Первоначальное знакомство с тригонометрическими функциями углового аргумента в курсе геометрии (8-9 класс). Систематизация и расширение знаний о тригонометрических функциях в курсе алгебры и начал анализа (10-11 класс ...
Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном
пространстве
Развитие новых информационных технологий обеспечивает прогрессивное развитие образовательно-воспитательных методик. Вместе с тем в условиях информационного развития общества приобретает особую актуальность процесс формирования нравственных ценностей старшеклассников при максимально полном использов ...
Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушения речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные де ...