Взаимосвязь научной педагогической теории и практики в формировании научной дисциплины

Современная педагогика » Педагогика как учебная дисциплина » Взаимосвязь научной педагогической теории и практики в формировании научной дисциплины

Ранее мы указали, что педагогика является одновременно и наукой и практической деятельностью и учебной дисциплиной. Для полного понимания сущности педагогики именно как учебной дисциплины нам необходимо рассмотреть ее в соотношения с наукой педагогикой и педагогической деятельностью.

Можно заметить, что педагогика как учебная дисциплина является вторичной к педагогике как научной дисциплине и социальной практике (рис. 1).

Рисунок 1

Педагогика как учебная дисциплина в пространстве влияния педагогической науки и социальной практики

В то же время рассмотрение феномена «учебная дисциплина» с разных точек зрения приводит к выводу о том, что неправомерно сужение сущности учебной дисциплины до одного из компонентов педагогического процесса - содержания обучения, в частности до знаний и умений, подлежащих усвоению.

Обобщая результаты рассмотрения можно включить в структуру понятия «учебная дисциплина» такие компоненты, как целевой, содержательный, логико-методический (технологический), результативно-оценочный (рис. 2).

Рисунок 2

Структура учебной дисциплины «Педагогика»

При этом структурные элементы учебной дисциплины взаимно влияют друг на друга, образуя систему. Роль системообразующих элементов играют, как и во всех педагогических системах, цель и ожидаемый результат проектируемого процесса. Именно такой подход к структуре учебной дисциплины позволяет перейти от информационно-накопительной модели учебного процесса к личностно-деятельностной, соответствующей реалиям современного динамично меняющегося мира.

Педагогика как практика, и педагогика как научная дисциплина обладают схожей структурой, но в первой выделяются уровни (макро-, микро-, и мезауровни), а во второй – дополнительные структурные компоненты (функционально-прикладной, динамический и др.), что показаны на рис. 3 и рис. 4.

Таким образом, можно констатировать, что учебная дисциплина как модуль в системе образования определенного уровня формируется на основе соответствующей научной дисциплины под влиянием социальной практики, включает в свою структуру целевой, содержательный, логико-методический (технологический), результативно-оценочный компоненты. Именно такой компонентный состав (в некоторых случаях более детализированный) отражается в программе учебной дисциплины любого вида образования.

Рисунок 3

Структура научной дисциплины «Педагогика»

Взаимосвязи педагогики как учебной дисциплины с педагогической наукой и социальной практикой линейно соотносимы между соответствующими компонентами.

Цель и задачи учебной дисциплины формируются и изменяются под влиянием социальных факторов, в первую очередь макрофакторов, к которым относится уровень развития производства, представления о перспективах развития мировою сообщества и конкретного государства, отраженные в программных документах. Обозначенные цели уточняются с учетом предмета науки путем определения спектра дисциплин, соответствующих, структуре науки, конкретизации методологической базы.

А содержание учебной дисциплины определяется совокупностью теорий изучаемой науки, а также, что немаловажно, традиционным и инновационным практическим опытом, иллюстрирующим или проблематизирующим изучаемые закономерности; личным опытом студентов в области, изучаемой научной дисциплины.

Рисунок 4

Структура педагогики, как социальной практики

педагогика учебный преподавание дисциплина

Логика и методика преподавания учебной дисциплины традиционно определяются существующими технологиями обучения в среднем, опытом и технологиями преподавании в высшей школе, тогда как, в соответствии с представленной моделью, должны быть адекватны сущности базовой науки, логике ее развития, методам и технике научных исследований базовой науки.

Как видно из проведенного анализа, каждый из компонентов учебной дисциплины испытывает влияние, как базовой научной дисциплины, так и социальной практики; при этом на каждый компонент учебной дисциплины влияют соответствующие аспекты смежных категорий педагогики.

Разработанную модель можно использовать для выявления характера влияния социальной практики и педагогики как научной дисциплины на структурные компоненты учебной дисциплины «педагогика» как учебной дисциплины в профильном (педагогическом) или непрофильном, например, медицинском вузе.


Тонкости педагогики:

Комплексная система принципов современной дидактики
К числу классических принципов дидактики следует отнести целый ряд устоявшихся в сознании, как учащихся, так и педагогов положений. Трудность в данной ситуации заключается не в самом формулировании этих принципов, но в формировании способов их практической реализации в конкретных педагогических тех ...

Поиск путей повышения уровня знаний школьников
Введение всеобщего среднего образования было невозможно без дальнейшего повышения качества обучения. Между тем даже к середине 60-х гг. содержание, методы и приемы обучения в общеобразовательных школах отставали от требований социально-экономического и культурного прогресса общества. Необходимо был ...

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном пространстве
Развитие новых информационных технологий обеспечивает прогрессивное развитие образовательно-воспитательных методик. Вместе с тем в условиях информационного развития общества приобретает особую актуальность процесс формирования нравственных ценностей старшеклассников при максимально полном использов ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru