Учебно-методическая линия Д.И. Трайтака

Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология: Животные 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемезина, 2004. - 272.: ил.

На мой взгляд, это один из лучших школьных учебников по зоологии, существующих в настоящее время.

В учебнике представлена статья для учащихся «Школьнику об учебнике», где даются рекомендации по правильному его использованию.

Система изучения материала в учебнике дается в правильной логической последовательности, с постепенным усложнением от простого к сложному. Во введении рассматриваются предмет и объект зоологии, а также значение и разнообразие животного мира. В первой главе излагается материал о строении и разнообразии одноклеточных животных. Большая вторая глава посвящена изучению многоклеточных животных. Рассматривается их общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности отдельных групп и представителей.

Материал излагается доступным языком. Новые понятия выделены курсивом. Прослеживаются межпредметные связи. Осуществляется связь с ранее изученным материалом. Текст параграфов не перегружен научными понятиями и терминами. В каждом параграфе имеется рубрика «Для любознательных», где рассказывается о необычных, интересных явлениях или объектах природы.

В конце каждого параграфа имеются вопросы и задания для закрепления. С их помощью учащиеся могут проверить, насколько хорошо они усвоили материал.

Осуществляется связь с практикой. Данный учебник предусматривает проведение 35-ти лабораторных работ, текст которых приводится либо в конце параграфа, либо по ходу изложения темы. Обязательными для выполнения являются 27 работ, а еще 8 - это работы «для любознательных», выполнение которых не является обязательным для всех учащихся. Для проведения большинства предлагаемых лабораторных работ необходима очень хорошая материальная база. В связи с этим лишь небольшая их часть может быть осуществлена на практике. В этом я вижу основной недостаток рассматриваемого учебника.

Одним из главных достоинств учебника Трайтака Д.И. и Суматохина С.В. являются очень красочные иллюстрации, схемы, таблицы, которые способствуют приобретению значительного объема знаний, развитию логического и абстрактного мышления.

В первом параграфе данной темы (§40) «Общая характеристика и внешнее строение земноводных» представлены три довольно крупных рисунка: многообразие земноводных; покровительственная окраска у земноводных; движение лягушки. Подписи к рисункам находятся непосредственно на самом рисунке, что, на мой взгляд, является наиболее приемлемым для усвоения материала учащимися, вследствие отсутствия необходимости поиска обозначений под рисунком. На данных рисунках можно познакомится с представителями класса земноводные и с их особенностями. А так же с особенностями передвижения, причем как на суше, так и в воде.

В следующем параграфе «Особенности внутреннего строения земноводных» представлен рисунок «Внутреннее строение лягушки» (Рис. 1), на котором изображены как отдельно системы органов, так и в совместном расположении. Кроме того отдельным рисунком вынесены строение головного мозга и строение сердца лягушки.

Рис. 1

В параграфе «Размножение, развитие и происхождение земноводных» показан цикл развития лягушки, достаточно подробный и понятный.

В заключительном параграфе темы «Класс Земноводные» «Многообразие земноводных. Их значение в природе и для человека» имеется иллюстрация, на которой отражены отряды земноводных и их основные представители.

Таким образом, иллюстрационный материал представлен достаточно хорошо и обширно, а так же позволяет проводить сравнительную характеристику по рисункам, что очень важно в формировании биологических понятий у учащихся.

В конце книги располагаются содержание и предметный указатель.


Тонкости педагогики:

Социально-психологический аспект имиджа педагога
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель некв ...

Роль иллюстрационного материала в формировании биологических понятий
Значительное место в усвоении учащимися биологических знаний имеет организация их работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации составляют органическую часть учебника, в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Учебники биологии содержат разнообразный иллюстра ...

Роль и место педагога гуманитарного профиля в формировании у студентов социально-личностных компетенций
Очевидно, что существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания преподавателя. Это предполагает существенные преобразования в системе воспроизводства педагогических кадров и изменения отношения со стороны общества к педагогу. Но прежде должна быть ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru