Лингвопсихологическая характеристика аудирования

Страница 1

Американсикие психолог Браун первыми ввёли в методику термин «аудирование» в 50х годах ХХ века. В России термин был в ведён в 60-х годах З.А. Кочкиной, написавшей статью, « Что это такое аудирование?" (ияш №5/64 г.). [15]

Бим И.Л считала что аудирование:

- « это деятельность по восприятию и распознанию речевого сообщения на слух»[4, 191]

- « сложный, специфически человеческий вид в н у т р е н н е й речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план»[4, 192]

- « сложное умение воспринимать речь на слух в о д н о р а з о в о м её предъявлении» [4, 193]

По определению Рoговой Г.В. и Верещагиной И.Н. «аудирование» - этo понимание вocпринимаемой на слух речи. Оно предcтавляет собой перцептивную мыcлительную мнемическую деятельноcть. Перцептивную – потому что оcуществляется воcприятие, рецепция, перцепция; мыслительную – потому что ее выполнение связано с оcновными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую – потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти [8;117].

Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. охарактеризовали «аудирование» как сложную рецептивную мыслительно-мнемическую деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [1;161].

Зимняя И.А. выделила cледующие характериcтики аудирования как вида речевой деятельности:

§ аудирование реализует уcтное и непосредственное общение;

§ оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процеccе общения;

§ оcновная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная.[5]

Анализируя особенности опознавания психологи указывают на то, что в большинстве случаев оно не имеет характер развернутого осознательного действия; если такое действие и возможно, то оно наблюдается лишь на стадии формирования образа [9,65]. По мере ознакомления с материалом процесс опознавания меняется, оно осуществляется мгновенно (симультанно) с помощью самых необходимых информативных признаков. Если этих признаков недостаточно и опознавание не состоялось или оказалось ошибочным, то восприятие снова принимает более развернутые формы и превращается в сознательное перцептивное действие или в ряд последовательных (сукцессионных) действий.

В процессе языкового общения преобладает симультанное узнавание, хотя элементы сукцессивности не исключаются. Наличие и развернутость логических операций, перечисленных выше, зависит, таким образом, от типа понимания: опосредованного (дискурсивного) или непосредственного. Для последнего характерно, в частности, свернутость и сокращенность мыслительных операций, осуществляемых во внутренней речи.

Воспринимая речь, слушающий преобразует с помощью моторного (речедвигательного) анализатора звуковые образы в артикуляционные [9,68]. Между слуховым и речедвигательными анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то известно, что оптические сигналы превосходят все остальные в получении информации о внешнем мире. При аудировании зрительный анализатор значительно облегчает восприятие и понимание речи на слух. Такие зрительные опоры, как органы речи, жесты, мимика, кинемы и другие подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание и уяснение смысла речи. Значение внутренней речи для понимания очень велико. Даже в затрудненных условиях (имеются в виду эксперименты с применением внутренних помех) она дает возможность воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru