Например, Пять, 15, 50 гусей летело в теплые края,
Без двух двадцать 10 из них сели отдохнуть.
Семеро, трое Сколько их в небе несется - И еще малых двое (50) Нужно нам посчитать!
Художественное слово ставит перед ребенком предмет то с одной, то с другой стороны, сосредоточивает внимание на внешних признаках (цвете, форме, величине) или указывает на его назначение. Успешно справиться с таким заданием детям помогает дидактический материал.
Наиболее ценным дидактическими играми являются те, которые требуют от детей самостоятельности. Для ребенка с особенными потребностями характерным является неверие в свои силы, знания. И чтобы сформировать уверенность, самостоятельность подбирая дидактические игры, которые бы развивали математические представления и формировали личность. Позитивные эмоции, желания повторять и закреплять табличное умножение и деление вызывает игра “Учитель и ученик”, где в роли учителя выступает ученик. Каждый ученик, стремится побывать “учителем”. А чтобы быть “учителем” нужно знать таблицу умножения и деления. “Учитель” должен требовать от ученика, как и отдельных ответов, так и систематических, когда ученик рассказывает всю таблицу. Следовательно, эта игра активизирует деятельность учеников на усвоение таблицы умножения и деления. Задание в некоторых играх индивидуализировано. Если ребенок слабо успевает по математике, то ему нужно подобрать посильное для него задание. Выполнение небольшого задания активизирует ребенка на выполнение тяжелого. Ученикам, которые успешно усваивают математические знания, нужно давать более сложные задания. Например, при проведении игры “Интересные квадраты” сначала предлагается вычислить полные квадраты. В данных квадратах суммы чисел какого-нибудь горизонтального, вертикального ряда и какой-нибудь диагонали, равны, одинаковы. Ученики должны определить сумму какого-нибудь ряда чисел. Более слабым ученикам подбирается такое вычисление, которое не требует сложных умственных операций: 8+2+5. А более сильным ученикам предлагается более сложные примеры: 6+7+5. Побеждая в этой игре, более слабые ученики начинают верить в свои силы, в свои знания и активизируют умственную деятельность на вычисление примеров более сложной конструкции. Следовательно, дидактическая ценность этой игры заключается в том, что ученики выполняют много упражнений на действие добавления и вычитания, что способствует приобретению вычислительных навыков.
Для развития представлений о времени используется игра “Когда это бывает?”, “Займи свое место”, “Что изменилось”, “Дни недели”. При проведении этих игр использую картинки, где изображены разные времена года, разные виды деятельности человека на протяжении дня, карточки, где записаны названия времен года, месяцев, дней недели. Цель игр – закрепить воображение о сутках, год, месяц, неделя и уточнить сведения о часах.
Дидактические игры также проводятся во время устного счета, повторения ранее приобретенных знаний, ознакомления с новым материалом и его закрепления. Каждая игра развивает, формирует, уточняет, совершенствует пространственные, вычислительные, графические, часовые представления ребенка с особенными потребностями.
Тонкости педагогики:
Развитие системы дидактических принципов
Собственно термин «дидактика», по-видимому, впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное В. Ратке, оказалось на удивление точным и глубоким. Современник В. ...
Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку
для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников
Современная школа за последние годы делает много для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни. Задачи языкового образования и речевого развития школьник ...
Дидактические условия использования непроизвольной памяти младших
школьников в процессе обучения
Но тогда откуда появляется привычка "зубрить"? Учащиеся начальных классов часто легко принимают задание, однако при выполнении его никак не могут выучить материал. Происходит это потому. Что специальное запоминание требует специальной организации деятельности с материалом. От характера эт ...