Формирование студенческих контингентов

Современная педагогика » Высшая школа США на современном этапе » Формирование студенческих контингентов

Страница 1

Проблема формирования студенческих контингентов приобрела особую актуальность в связи с расширением масштабов подготовки высококвалифицированных специалистов и повышением роли высшей школы в решении социально-экономических задач в условиях научно-технической революции. Несоответствие традиционных процедур отбора и приема студентов современным требованиям развития высшего образования вызвало необходимость пересмотра критериев формирования студенческих контингентов, а также поиск и разработку новых методов отбора и приема молодежи в вузы США.

Одним из факторов, определяющих характер доступа к высшему образованию, особенно к его верхним ступеням, является состав студентов по признаку социального происхождения. Хотя законодательством США провозглашено право на образование независимо от социальной принадлежности, пола, расы и вероисповедания, в действительности это право является лишь декларацией.

Характерной особенностью для США является неравенство возможностей при поступлении в вуз по признаку пола.

Также в США особенно заметна расовая дискриминация (далеко не любой тип вуза может избрать представитель групп национальных меньшинств).

При ознакомлении с практикой отбора и приема абитуриентов в вузы обращает на себя внимание многообразие подходов к решению этой проблемы. В США, как правило, не существует унифицированных требований к поступающим в вузы даже в пределах одного штата.

Начиная с 20-х годов (ХХ века) в США все дети сразу же после поступления в начальную школу подвергаются тестированию по определению коэффициента интеллекта умственной одаренности (КИ) – «IQ = test».

В зависимости от полученных результатов детей распределяют по группам «А», «В», «С» - «способных», «средних» и «неспособных». В зависимости от этого деления находится вся программа обучения в школе, и при этом значительно больший объем знаний получает группа «А», чему в значительной мере способствует система распределения изучаемых в школе предметов на обязательные и элективные. Если учесть, что содержание тестов отражает скорее имущественный ценз родителей тестируемого ребенка, то в группу «А» попадают представители самых богатых слоев общества, в «С» - из малообеспеченных семей.

Эта дифференциация по классовому принципу углубляется и окончательно закрепляется наличием трех направлений в обучении в средней школе (10-12 классы): академическое, профессионально-техническое, общее. Таким образом, уже средняя школа во многом предопределяет дальнейшую судьбу своих выпускников, их возможность поступления в высшие учебные заведения, которая в дальнейшем еще больше зависит от уровня обеспеченности семей, выходцами из которых они являются.

Что касается правил приема в вузы США, то они находятся в зависимости от конъюнктуры спроса на специалистов: например, в 50-е годы прием осуществлялся без экзаменов, в 80-е - на базе экзаменов. Часто содержание экзаменов, требования к поступающим определяет сам вуз, хотя в общем для страны они разработаны службой тестирования. В настоящее время абитуриент для поступления в вуз должен предоставить документ об успешном окончании средней школы, рекомендательные письма от учителей, пройти собеседование и тестирование, а в селективных и высокоселективных вузах сдать вступительные экзамены, которые принимает специальный комитет по вступительным экзаменам, имеющий филиалы во всех штатах и больших городах Америки.

Условия приема в вузы США также можно разделить на общие и специальные. Общие условия, как правило, одинаковы для однотипных вузов. Специальные условия определяются отдельными факультетами или другими подразделениями вузов. Факультеты медицины, естественных и технических наук вузов всей страны предъявляют более строгие требования, чем гуманитарные факультеты.

Таким образом, в практике приема абитуриентов в вузы существуют два подхода: свободный набор без какого-либо отбора (в малопрестижные вузы) и отбор по жестким критериям. К ним относятся: результаты тестов; личностный отбор, характеризующийся выявлением личностных качеств у абитуриента (мотивация, способности, наклонности); социальный отбор, выражающийся в селекции студентов в зависимости от социального положения.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Содержание, формы и методы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
В первой главе квалификационной работы нами были раскрыты теоретические основы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезных станках, выявлены исходные предпосылки формирования у учащихся необходимых знаний, умений и навыков в программном содержании ...

Причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные с ...

Причины и способы устранения типичных ошибок при выполнении раздела «Аудирование» ЕГЭ
Аудирование отнюдь не является легким видом речевой деятельности. В статье З.А. Кочкиной отмечается, что «…усвоение иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через аудирование» [25]. Поэтому аудирование вызывает наибольшие трудности. Результаты выполнения ЕГЭ по а ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru