Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 6

Важной проблемой, связанной со становлением исторического образования и структуры кафедр на соответствующих факультетах в российских университетах, явилась подготовка профессорских кадров для замещения данных кафедр и обеспечения учебного процесса. Развитие университетов Российской империи было сопряжено с поисками теоретических и организационных основ подготовки преподавателей для собственных нужд. Следует отметить, что само понятие «кафедра», широко используемое в университетском и министерском лексиконе в дореволюционной России, фактически отождествлялось с ординарной профессурой по тому или иному фундаментальному предмету факультетской подготовки. Открытие университетов в России требовало решения в короткие сроки проблемы их обеспечения профессорско-преподавательскими кадрами. Многие дисциплины не преподавались в виду отсутствия необходимых специалистов, а кафедры оставались вакантными в течение долгого времени.

В обязанность профессоров в соответствии с уставом 1804 г. входило «преподавать курсы лучшим и понятнейшим образом и соединять теорию с практикой во всех науках, в которых нужно; .пополнять свои курсы новыми открытиями, учиненными в других странах Европы .».

Решение проблемы воспроизводства профессорско-преподавательского корпуса требовало совместных усилий правительства и университетской профессуры. Поиски наиболее оптимальных путей подготовки необходимых специалистов предусматривали не только изучение собственного опыта, но и обращение к традициям университетской жизни стран Западной Европы.

Устав 1804 г. устанавливал меры для пополнения наличного профессорского состава в Московском университете и открывавшихся Харьковском и Казанском университетах. Так, в параграфе 57, предусматривалось назначение правительством кандидатов и утверждение со стороны Министра просвещения лиц, рекомендованных советом университета. В деле замещения вакантных профессорских должностей значительной была роль самого факультета: факультет был первой инстанцией, где ставился и рассматривался детально вопрос о достоинствах предлагавшегося кандидата. В некоторых случаях факультет предварительно назначал для него определенные испытания. В целом, в деле замещения вакантных преподавательских должностей заключались элементы дифференциации функций факультета от совета, выделение его в более самостоятельную часть целого - университета. Данный процесс получил развитие при действии следующих университетских уставов.

Первоначально применялись два способа пополнения преподавательского состава в российских университетах: во-первых, приглашение иностранцев, во-вторых, - немногочисленных русских ученых. Чтобы устранить несоответствие между возросшей потребностью в преподавательских кадрах и возможностью ее удовлетворения, Министерство народного просвещения открыло двери российских университетов для иностранных ученых. Приглашение специалистов из западноевропейских университетов сыграло большую роль в становлении университетского преподавания, в том числе гуманитарных дисциплин. Привлечение иностранных преподавателей в начале XIX столетия являлось насущной необходимостью для российских университетов, так как в стране было недостаточно собственных кадров. Особенно значительным было влияние немецкого элемента: так в Харьковском университете в 1803-1814 гг. из 47 преподавателей 29 были иностранцами . Мотивы их переселения были различны, но в основном политического или финансового характера. Следует отметить, что уровень образования и научный ценз иностранных преподавателей в начале XIX в. был выше, чем российских. Среди иностранцев было немало видных ученых, получивших признание у себя на Родине. Их деятельность позволила в определенной степени решить проблему замещения вакантных кафедр и становления ряда научных дисциплин на первых этапах деятельности российских университетов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Тонкости педагогики:

Методические требования к организации урока математики в работе с младшими школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...

Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения
Методика обучения определяет процессуальную сторону формирования знаний и умений. В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель-учащийся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, физическое явление, технологический процесс ...

Роль иллюстрационного материала в формировании биологических понятий
Значительное место в усвоении учащимися биологических знаний имеет организация их работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации составляют органическую часть учебника, в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Учебники биологии содержат разнообразный иллюстра ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru