Важной проблемой, связанной со становлением исторического образования и структуры кафедр на соответствующих факультетах в российских университетах, явилась подготовка профессорских кадров для замещения данных кафедр и обеспечения учебного процесса. Развитие университетов Российской империи было сопряжено с поисками теоретических и организационных основ подготовки преподавателей для собственных нужд. Следует отметить, что само понятие «кафедра», широко используемое в университетском и министерском лексиконе в дореволюционной России, фактически отождествлялось с ординарной профессурой по тому или иному фундаментальному предмету факультетской подготовки. Открытие университетов в России требовало решения в короткие сроки проблемы их обеспечения профессорско-преподавательскими кадрами. Многие дисциплины не преподавались в виду отсутствия необходимых специалистов, а кафедры оставались вакантными в течение долгого времени.
В обязанность профессоров в соответствии с уставом 1804 г. входило «преподавать курсы лучшим и понятнейшим образом и соединять теорию с практикой во всех науках, в которых нужно; .пополнять свои курсы новыми открытиями, учиненными в других странах Европы .».
Решение проблемы воспроизводства профессорско-преподавательского корпуса требовало совместных усилий правительства и университетской профессуры. Поиски наиболее оптимальных путей подготовки необходимых специалистов предусматривали не только изучение собственного опыта, но и обращение к традициям университетской жизни стран Западной Европы.
Устав 1804 г. устанавливал меры для пополнения наличного профессорского состава в Московском университете и открывавшихся Харьковском и Казанском университетах. Так, в параграфе 57, предусматривалось назначение правительством кандидатов и утверждение со стороны Министра просвещения лиц, рекомендованных советом университета. В деле замещения вакантных профессорских должностей значительной была роль самого факультета: факультет был первой инстанцией, где ставился и рассматривался детально вопрос о достоинствах предлагавшегося кандидата. В некоторых случаях факультет предварительно назначал для него определенные испытания. В целом, в деле замещения вакантных преподавательских должностей заключались элементы дифференциации функций факультета от совета, выделение его в более самостоятельную часть целого - университета. Данный процесс получил развитие при действии следующих университетских уставов.
Первоначально применялись два способа пополнения преподавательского состава в российских университетах: во-первых, приглашение иностранцев, во-вторых, - немногочисленных русских ученых. Чтобы устранить несоответствие между возросшей потребностью в преподавательских кадрах и возможностью ее удовлетворения, Министерство народного просвещения открыло двери российских университетов для иностранных ученых. Приглашение специалистов из западноевропейских университетов сыграло большую роль в становлении университетского преподавания, в том числе гуманитарных дисциплин. Привлечение иностранных преподавателей в начале XIX столетия являлось насущной необходимостью для российских университетов, так как в стране было недостаточно собственных кадров. Особенно значительным было влияние немецкого элемента: так в Харьковском университете в 1803-1814 гг. из 47 преподавателей 29 были иностранцами . Мотивы их переселения были различны, но в основном политического или финансового характера. Следует отметить, что уровень образования и научный ценз иностранных преподавателей в начале XIX в. был выше, чем российских. Среди иностранцев было немало видных ученых, получивших признание у себя на Родине. Их деятельность позволила в определенной степени решить проблему замещения вакантных кафедр и становления ряда научных дисциплин на первых этапах деятельности российских университетов.
Тонкости педагогики:
Методика руководства трудом дошкольников в природе
На следующем этапе исследования приступили к формированию осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников при помощи трудовых форм экологического образования. Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования осознанно-правильного отношения к прир ...
Построение оптимальной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов
при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Уроки технологии имеют свою оправданную специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится имен ...
Глаголы, характеризующие коллективизацию в романе
Глаголы, воссоздающие события коллективизации, подчеркивают ее насильственный характер. Проводить коллективизацию — значит ломать народ (18) задача организаторов ее на местах — обработать (31) тех, кто затуманен классовым врагом, и затоптать в землю (31) тех, кто встанет поперек путя (31). [10, c.4 ...