Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 5

Славяноведение представляло собой комплексную дисциплину с филологическим уклоном и включало славянские языки и литературы, «славянские древности» (то есть элементы археологии, истории, фольклора и этнографии), а также историю славян. В русле славянской политики самодержавия этого времени, организации преподавания в университетах истории славян придавалось особенное значение. Подразумевалось, « .что эта область науки не только является частью необходимого для студентов знания отечественной и всеобщей истории, но и несет на себе важную идеологическую нагрузку, научно подкрепляет идеалы славянского единства и взаимности» . Однако устав 1835 г. не обозначил ее как самостоятельный предмет историко-филологического образования, и история славянских народов не вошла в структуру кафедры всеобщей истории. Преподавание данной дисциплины было отнесено к учрежденной в 1835 г. филологической кафедре истории и литературы славянских наречий.

Соответствующие кафедры в университетах заняли подготовленные за границей профессора-слависты — О.М. Бодянский в Московском университете, П.И. Прейс - в Петербургском, В.И. Григорович — в Казанском и И.И. Срезневский - в Харьковском университете. Процесс становления преподавания славяноведческих дисциплин осложнялся отсутствием определенной программы курсов, специальных учебников. Студенты пользовались в основном библиотеками профессоров, привозивших из заграничных командировок славянские рукописи или их копии, славянские книги и словари.

На первом этапе преподавания славяноведения в российских университетах история славян не выделялась в самостоятельную дисциплину, что произошло только в 1860-е г.г. К этому времени увеличилось число университетов и славистических кафедр, возникли новые научные общества с собственными печатными органами, выросло второе поколение славистов. Однако вплоть до начала XX в. в России не было славистов, подготовленных, прежде всего, для преподавания истории славян.

Несколько отличался состав кафедр первого отделения философского факультета университета св. Владимира, открытого в Киеве 15 июля 1834 г. в соответствии с императорским указом от 8 ноября 1833 г. Во временном уставе этого университета, утвержденном в 1833 г., предусматривалась единая кафедpa «всеобщей и российской истории и статистики». При этом преподавание русской истории начиналось после курса всеобщей истории, то есть на старших курсах. Но в 1842 г. университет получил новый устав, уравнявший его в области структуры исторических кафедр с другими российскими университетами .

В Санкт-Петербургском университете принципиального разделения кафедры истории в ранний период его существования не произошло. Преобразование Главного педагогического института в университет в 1819 г. не ставило перед собой задачи коренной ломки уже сложившейся структуры учебного заведения. Были сохранены все три факультета института, а также функционировавшие при них кафедры. В том числе и кафедра истории, предметом которой была "история всеобщая и в особенности Российского государства". Самостоятельная кафедра русской истории в университете появилась несколько позже - в январе 1834 года, когда экстраординарным профессором по данной кафедре был утвержден Н.Г. Устрялов.

В Дерптском университете нерасчлененная историческая кафедра просуществовала до 1853 г. Однако эти частные явления не отражали общее направление в процессе деления исторических кафедр.

Итак, на протяжении первой половины XIX столетия в рамках философского факультета российских университетов вырабатывалась более или менее единая структура кафедр исторического профиля. С одной стороны, было разделено преподавание универсальной истории на историю всемирную и российскую. Кроме того, соответствующие кафедры освобождались от наук, первоначально объединявшихся с историческими. В развитии системы кафедр исторического профиля в университетах Российской империи учитывались потребности университетов, стоявших перед фактом дифференциации наук.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Тонкости педагогики:

Понятие игровых технологий
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер Игру как метод обучения, передачи опыта старших по­колений младшим люди использовали с древности. Широ­кое применение игра находит в народной педагогике, в дошк ...

Понятие имиджа
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, ч ...

Сущность и закономерности развития словаря старших дошкольников
Работа над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Данной проблеме посвящены работы Е.И.Тихеевой, А.М. Бородич, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.П.Иваненко, В.В.Гербовой, В.И.Яшиной, Е.М.Струниной, А.А.Смаги, А.И.Лаврентьевой и др ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru